О CRM и Blue Ocean Strategy российский маркетинг узнает через 15 лет
15—16 ноября прошла организованная кафедрой маркетинга ГУ-ВШЭ международная научно-практическая конференция "Новые направления развития маркетинга: взаимодействия и партнерские отношения", которая стала одним из ключевых итоговых мероприятий в рамках проекта создания Сети мастерства "Развитие форм межфирменной кооперации и сетей взаимоотношений". В конференции приняли участие исследователи, преподаватели, аспиранты и студенты из России, Швеции, Дании и Великобритании.
15—16 ноября прошла организованная кафедрой маркетинга ГУ-ВШЭ международная научно-практическая конференция "Новые направления развития маркетинга: взаимодействия и партнерские отношения", которая стала одним из ключевых итоговых мероприятий в рамках проекта создания Сети мастерства "Развитие форм межфирменной кооперации и сетей взаимоотношений". В конференции приняли участие исследователи, преподаватели, аспиранты и студенты из России, Швеции, Дании и Великобритании.
На открытии конференции проректор ГУ-ВШЭ Сергей Рощин рассказал о созданных в рамках Инновационной образовательной программы сетей профессионального мастерства (network of excellence). Маркетинговая сеть — одна из пяти, активно действующих в Вышке.
Декан факультета менеджмента Азер Эфендиев отметил, что на данном этапе развития факультет "поворачивается в сторону повышения квалификации и углубления научных разработок". Такой поворот необходим, так как, по словам Эфендиева, в российский менеджмент и маркетинг пришло много людей с бэкграундами, не всегда располагающими к необходимой менеджеру "исследовательской креативной культуре". Профессиональные сети призваны эту ситуацию исправить. "У факультета есть планы создать нечто подобное по всем своим специализациям, — сказал декан. — В результате на смену административно-директивной интеграции должна прийти интеграция в рамках сетевых сообществ".
Заведующая кафедрой маркетинга ГУ-ВШЭ Ольга Третьяк рассказала о появившихся в результате реализации проекта новых магистерских программах "В2В-маркетинг", "Результативность маркетинговой деятельности" и "Маркетинговые взаимодействия партнерских отношений", о том, каким образом в Вышку пришла идея network of excellence, и посетовала на низкий уровень большинства маркетинговых образовательных программ в России. "На международных маркетинговых конференциях пока мало участников из России", — сказала она.
Председатель правления Российской ассоциации маркетинга Алексей Браверманн представил обзорный доклад, посвященный маркетинговым проектам российских промышленных компаний. По словам Браверманна, российские компании при использовании маркетинговых технологий преследуют три базовых цели: (в краткосрочной перспективе) текущая прибыль и повышение инвестиционной привлекательности; (в среднесрочной) прибыль и конкурентоспособность компании; (в долгосрочной) капитализация.
Ординарный профессор ГУ-ВШЭ Игорь Липсиц* рассказал о том, как передовые маркетинговые методологии приживаются на почве российского бизнеса. На сегодняшний день в маркетинге существует три основных стратегии: "шлифовка 5р" (product, place, promotion, price, people), партнерский маркетинг или CRM (Customer Relationship Management) и внеконкурентный маркетинг (Blue Ocean Strategy). Продвинутый маркетинг — это CRM (строящийся на партнерских отношениях с клиентом) и Blue Ocean Strategy (поиск новых, незанятых рыночных ниш "голубого океана", работая в которых не нужно бояться крови, которой залит "алый океан" конкуренции), о которых в России, по словам Липсица, заговорят только лет через 15. В ближайшее время отечественные деловые круги будут "шлифовать 5р". На данный момент "шлифовка" ведется "на троечку". Product. Российскому бизнесу неведомо слово "ценность", в переводной литературе его просто заменяют на "стоимость". Place. Рынок растет (благодаря нефти), в российском бизнесе появились торговые империи и, как следствие, повысилась конфликтогенность. Рынок нужно делить. Но как? Основной моделью распределения рынка в России является принявшее чудовищные масштабы рейдерство (то есть насильственный отъем собственности или незаконное поглощение с участием коррумпированных чиновников). Бизнес боится, мало кто заинтересован в создании быстро растущих и высокоэффективных фирм. Деловые круги себя ограничивают! Эту парадоксальную ситуацию Липсиц называет "развитием бизнеса в прокорм". Promotion. И тут не по уму. Ничего интересного. "Маркетологи" давят массой. Российское промо — это "чем больше вбухаем в рекламу, тем больше получим". Price. Тут, по словам Липсица, "вдоль дороги мертвые с косами стоят", преобладает простая затратная арифметика. People. Про внутренний (внутрикорпоративный) маркетинг никто ничего не знает. С персоналом работают по принципу "как можно сильнее дрючить!". Элементы CRM сводятся к скидкам, то есть, по словам Липсица, "в первую очередь российский бизнес апеллирует к жадности клиента".
Заведующий кафедрой маркетинга РЭА им. Плеханова Борис Соловьев поделился соображениями о необходимых приоритетах в маркетинговом образовании. Образование маркетолога, то есть человека, который умеет принимать решения по согласованию ресурсов компании с требованиями рынка, по мнению Бориса Александровича, должно строиться вокруг выработки у студента трех основных компетенций: здравого смысла и нестандартного мышления, понимания механики экономических процессов и способности к методическому обоснованию принятого решения.
На заключительном круглом столе участники конференции обсудили перспективы организации и проведения совместных исследований в рамках Сети мастерства в 2008 году.
Сергей Степанищев, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ
Ссылки:
* Игорь Липсиц включен Минюстом в список физлиц, выполняющих функции иностранного агента.