Каждый второй россиянин не доверяет государственной медицине
13 ноября в Вышке прошел круглый стол на тему "Государство и бизнес в здравоохранении: возможен ли союз?", организованный Лабораторией по здравоохранению Центра фундаментальных исследований ГУ-ВШЭ. В форуме приняли участие представители Администрации Президента Российской Федерации, российских министерств и ведомств, руководители государственных медицинских учреждений и частных клиник.
13 ноября в Вышке прошел круглый стол на тему "Государство и бизнес в здравоохранении: возможен ли союз?", организованный Лабораторией по здравоохранению Центра фундаментальных исследований ГУ-ВШЭ. В форуме приняли участие представители Администрации Президента Российской Федерации, российских министерств и ведомств, руководители государственных медицинских учреждений и частных клиник.
Открыл дискуссию первый проректор ГУ-ВШЭ Лев Якобсон.
С докладом на тему "Сопряжение усилий государства и бизнеса в здравоохранении — насколько это реально?" выступила первый заместитель генерального директора ОАО "РОСНО-МС" Лариса Попович. Она говорила о том, что государству и бизнесу нужны эффективные трудовые ресурсы — здоровые люди, способные производить материальные блага для общества. Таким образом, в здравоохранении интересы государства и бизнеса пересекаются.
Лариса Попович представила данные, характеризующие состояние дел этих, по ее словам, "возможных потенциальных партнеров". Государственная система здравоохранения получила за последние годы весьма большие дополнительные финансовые ассигнования, эта система ориентирована на удовлетворение потребностей 142 миллионов человек, в стране реализуется приоритетный национальный проект "Здоровье". Норматив подушевого финансирования системы здравоохранения на сегодняшний день достиг почти 240 долларов на человека, сделано очень многое и в сфере поставок современного медицинского оборудования в государственные больницы и медицинские центры.
Количество больниц в Российской Федерации в два раза больше, чем в странах Евросоюза, хотя почти 40 процентов из них не готово к тому, чтобы принимать больных. В России значительно больше и врачей и медсестер, почти 25 процентов из них нуждаются в постоянном поддержании квалификации. Не весь медперсонал обучен работе на новой современной технике, как следствие — медицинское оборудование простаивает.
Не произошло серьезных изменений в структуре расходов по основным видам медицинской помощи. Около 50 процентов населения никогда не обращается в государственные медицинские учреждения, а "самое печальное то, что это экономически активная часть населения, на чьи деньги и формируется система государственной медпомощи".
При этом расширяется рынок частных медицинских услуг. Средняя стоимость полиса добровольного медицинского страхования составляет 650 долларов, а охвачено этим видом страхования всего лишь 20 процентов населения. 70 процентов врачей, работающих в государственных медицинских заведениях, совмещают практику с работой в частной системе здравоохранения. В частном секторе действуют весьма разнообразные многопрофильные, диагностические, специализированные клиники. Таким образом, "частная медицина стала реальностью и очень серьезным сектором здравоохранения, который, однако, никак не связан с системой государственного предоставления медицинских услуг и существует параллельно с ней, и только 183 частных клиники из 30 тысяч действующих в России участвуют в выполнении государственного заказа". В результате, несмотря на общие цели, "государство и бизнес в Российской Федерации вынуждены решать вопросы сохранения трудового капитала совершенно разными путями".
Лариса Попович говорила о вариантах возможного альянса государства и бизнеса. Важно привлечь учреждения частного сектора к выполнению государственного заказа. Необходимо, чтобы частные клиники занимались управлением операционной деятельностью, обеспечением сервисных услуг, администрированием при оказании медицинской помощи, бизнес-планированием, управлением потоками пациентов, логистикой.
О перспективах частно-государственного партнерства в здравоохранении говорил главный советник Экспертного управления Президента Российской Федерации Вадим Филатов. Сотрудничество государства и частного бизнеса в различных сферах и отраслях является, по его словам, целью государственной политики Российской Федерации. Сформирована достаточно широкая правовая база по регулированию частно-государственного партнерства. Существуют федеральные законы о концессионных отношениях, об особых экономических зонах, о порядке формирования и использования целевого капитала, закон о медицинском страховании, который может рассматриваться как один из проектов частно-государственного партнерства — (ЧГП). Есть и правительственные документы, касающиеся Инвестиционного фонда Российской Федерации, и Программа социально-экономического развития России на среднесрочную перспективу. В ней предусмотрено развитие частно-государственного партнерства в сфере здравоохранения. Инвестиционный фонд РФ также может вкладывать средства в различные проекты по созданию и развитию социальной инфраструктуры. Существуют и критерии инвестиционных проектов, которые являются достаточно крупными для здравоохранения. Надо создавать в особых экономических зонах объекты медицинского предназначения, например, ориентированные на профилактику заболеваний. К ЧГП относится и обязательное медицинское страхование, в котором участвуют на равных условиях и государство, и бизнес.
Были приведены примеры частно-государственного сотрудничества. В рамках национального проекта "Здоровье" все закупки оборудования и строительство высокотехнологичных медицинских центров осуществляются при взаимодействии государства и бизнеса. Такая огромная программа, как дополнительное лекарственное обеспечение, также реализуется благодаря партнерским отношениям с частным бизнесом. Наиболее успешно развивается в рамках ГЧП негосударственный проект развития диализной помощи, идет сотрудничество по профилактике СПИДа.
Докладчик рассказал, в частности, о развитии проектов диализной помощи. К числу мер по развитию частно-государственного партнерства Вадим Филатов отнес заключение типовых концессионных соглашений для каждого типа объектов. "Но в области здравоохранения пока таких соглашений, к сожалению, нет. Минздравсоцразвития России хорошо бы определить, какие объекты здравоохранения в рамках концессии могут быть приоритетными для частно-государственного партнерства".
Об опыте частно-государственного партнерства на примере функционирования Международного центра амбулаторного диализа в Мытищах рассказал представитель МЭРТ Андрей Уплонский. По его мнению, Центр, будучи частным предприятием, где одна диализная процедура обходится в 3600 рублей, функционирует вполне успешно и уже доказал свое право на существование. Об опыте работы Международного медицинского центра "Скандинавия" рассказал его генеральный директор Владимир Михайлик.
Также говорилось о том, что в частных больницах в некоторых странах Западной Европы значительная часть пациентов — граждане России, у которых есть средства оплачивать эти услуги, которыми они пользуются из-за того, что качество этих услуг выше, чем в России.
Известный российский детский врач, директор Московского НИИ неотложной детской хирургии и травматологии, член Общественной палаты Российской Федерации Леонид Рошаль констатировал, что в России до сих пор "не существует концепции развития здравоохранения". Чтобы выработать такую концепцию, необходимы широкие дискуссии. Леонид Рошаль сообщил, что "недавно был проведен ряд круглых столов по вопросу финансирования здравоохранения. В середине декабря этого года состоится еще один круглый стол, где совместно с Минздравсоцразвития и другими заинтересованными организациями речь пойдет о концепции развития российского здравоохранения".
Рошаль считает, что частный медицинский бизнес вряд ли только "из альтруистских настроений хочет помочь российскому здравоохранению и российскому народу". При этом он не исключил возможности "появления новых пилотных проектов", в том числе с участием частного бизнеса, но подчеркнул, что руководствоваться в деле обеспечения населения медицинской помощью надлежит положениями Конституции РФ.
Николай Вуколов
Ссылки: