Модель бюрократической "конвертации"
Что определяет продолжительность занятости чиновника и вероятность его перехода с государственной службы в корпоративный сектор? Обсуждению этого ключевого вопроса был посвящен состоявшийся 6 ноября семинар Лаборатории исследований рынка труда ГУ-ВШЭ.
Проблемы государственной службы, эффективности ее функционирования обсуждаются много и часто. Однако, несмотря на популярность данной темы, значительное количество вопросов остаются без ответа. Так, исследователи полагают, что в заработных платах чиновников и работников корпоративного сектора в России существует разрыв в пользу последних, а за сопоставимые характеристики труда на государственной службе по сравнению с корпоративным сектором следует меньшая отдача. Почему же люди делают выбор в пользу государственной службы?
В первом приближении достаточно очевидными представляются следующие объяснения. Во-первых, интерес к государственной службе выражают менее конкурентоспособные на рынке труда соискатели. Во-вторых, более низкая заработная плата госслужащего компенсируется пакетом дополнительных льгот, снижением рисков, гарантией стабильной занятости и благоприятными условиями труда. Казалось бы, указанные факторы должны способствовать формированию постоянного, внутренне замкнутого рынка труда государственных служащих. В действительности же чиновники достаточно охотно расстаются с государственной службой и продолжают карьеру в бизнесе. Это противоречит предположению о сравнительно низкой конкурентоспособности чиновников: бизнес готов им предложить более высокую оплату труда, чем государство — прежний "работодатель".
Что определяет продолжительность занятости чиновника и вероятность его перехода с государственной службы в корпоративный сектор?
Обсуждению этого ключевого вопроса был посвящен состоявшийся 6 ноября семинар Лаборатории исследований рынка труда (ЛИРТ) ГУ-ВШЭ, который организаторы назвали "Модель предложения труда на рынке государственных служащих". С базовым докладом выступил заведующий кафедрой экономики труда и народонаселения Сергей Рощин, который в начале своего выступления отметил, что доклад носит скорее проблемный характер, чем представляет результаты завершенного исследования.
Сергей Рощин предложил математическую модель, описывающую выбор в пользу карьеры чиновника и продолжительность занятости на государственной службе. Представленная модель основывается на предположении, что кроме разного рода незарплатных выгод государственная служба предоставляет возможность накопления специфического человеческого капитала, который потом может быть конвертируем в своего рода премию при переходе в корпоративный сектор. Иными словами, опыт работы на государственной службе — своеобразный "лифт" для бизнес-карьеры.
Размер премии зависит от стажа работы на госслужбе и должности чиновника. Также представляется, что навыки, полученные в различных ведомствах, имеют разную степень "полезности" для бизнеса, что также сказывается на размере премии. Кроме этого, капитализация "премии" зависит от стадии электорального цикла. Предполагается, что в период накануне и после выборов — времени формирования команд — объемы капитализации будут повышаться. Предварительные выводы из модели докладчик сформулировал в виде предложений для кадровой политики ведомств.
Оппонентом Сергею Рощину выступил научный сотрудник Института государственного и муниципального управления ГУ-ВШЭ и ЛИРТ Сергей Солнцев. Высказанные им замечания в ходе дискуссии поддержало большинство участников семинара. В частности, прозвучало предложение специфицировать изначальные условия моделирования. Логика здесь заключается в том, что рынок труда государственных служащих значительно сегментирован: решение о смене места работы для низшего и верхнего уровня чиновников будет определяться различным набором факторов. Поэтому следует более четко определиться: поведение чиновников какого уровня описывает модель.
Кроме этого, в уточнении нуждаются и другие предположения модели. В частности, за что готов платить заработную плату бывшему чиновнику работодатель-бизнесмен? За профессиональные качества и навыки (человеческий капитал) или за связи, приобретенные на государственной службе (социальный капитал)?
Объективно необходимыми для эмпирического тестирования предложенной модели, по признанию аудитории и самого докладчика, являются микроданные о продолжительности и характеристиках занятости на государственной службе, а также о характеристиках рабочих мест после перехода в корпоративный сектор. К сожалению, Росстат не располагает такими сведениями.
Однако даже в предварительном рассмотрении модель предложения труда на рынке государственных служащих, представленная ЛИРТ, позволила сделать достаточно провокационные для дальнейших исследований выводы. Например, при формировании политики оплаты труда чиновников предлагается ориентироваться на уровень альтернативной заработной платы, предлагаемой в корпоративном секторе, что означает дифференцирование оплаты труда для разных ведомств. Также предполагается, что удержать чиновника с высокой степенью "конвертации" на определенном должностном этапе можно уже только за счет значительного увеличения заработной платы.
Оксана Ковалева, корреспондент экспертного канала ВШЭ — OPEC
Ссылки:
- Лаборатория исследований рынка труда (ЛИРТ) ГУ-ВШЭ
- Кафедра экономики труда и народонаселения ГУ-ВШЭ
- Институт проблем государственного и муниципального управления ГУ-ВШЭ