• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Как обеспечить рост экономики

Новая модель развития экономики России требует изменения институциональной среды и делового климата. НИУ ВШЭ и РАНХиГС опубликовали книгу о результатах экспертной работы в рамках «Стратегии-2020».

Концепцию социально-экономического развития России до 2020 года по заказу Правительства РФ готовили более тысячи экспертов. Их работу координировали Высшая школа экономики и Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, которые стали главными площадками проведения экспертных слушаний, семинаров и дискуссий. Была организована 21 экспертная группа по различным аспектам социальной и экономической политики, основная работа в группах проходила в течение 2011 года, но отдельные положения стратегии корректировались экспертами и в 2012 году. Одновременно проводились социологические исследования, целью которых было выяснить отношение различных слоев общества к предложениям стратегии.

«Стратегия-2020», как отмечается в предисловии итогового доклада, базируется на двух основаниях — новой модели экономического роста и новой социальной политике. «Очевидно, — поясняют авторы стратегии, — что новая социальная политика невозможна без экономического роста. Для реализации стратегических целей необходим не просто экономический рост, но достаточно высокие его темпы — не менее 5% в год, позволяющие сокращать отставание от наиболее развитых стран, наращивать инвестиции в инфраструктуру и человеческий капитал».

Ключевым элементом новой политики должны стать «решительные изменения институциональной среды и делового климата». «Только в этом случае возможен переход от иждивенческих и рентоориентированных практик социально-экономического поведения к высококонкурентной современной экономике», — добавляют эксперты.

Конкретные предложения по каждому направлению развития, отдельным секторам экономики, а также рекомендации по совершенствованию государственной и бюджетной политики представлены в 25 главах итогового доклада. Они объединены в шесть ключевых разделов: «Новая модель роста»; «Макроэкономика. Базовые условия роста»; «Новая социальная политика. Развитие человеческого капитала»; «Инфраструктура. Сбалансированное развитие, комфортная среда для жизни»; «Эффективное государство»; «Внешний контур развития».

Итоговый доклад опубликован в виде двухтомника «Стратегия-2020: новая модель роста — новая социальная политика» под редакцией ректора ВШЭ Ярослава Кузьминова и ректора РАНХиГС Владимира Мау.

Олег Серегин, новостная служба портала ВШЭ
________________________________________

Стратегия-2020: Новая модель роста — новая социальная политика. Итоговый доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года. Книга 1; под научн. ред. В.А. Мау, Я.И. Кузьминова. — М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2013. — 430 с.
Стратегия-2020: Новая модель роста — новая социальная политика. Итоговый доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года. Книга 1; под научн. ред. В.А. Мау, Я.И. Кузьминова. — М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2013. — 430 с.



Полный текст
 

Содержание

Предисловие. Новая модель роста — новая социальная политика
Мау В.А., Кузьминов Я.И.

Раздел I. Новая модель роста

Глава 1. Новая модель экономического роста. Обеспечение макроэкономической и социальной стабильности
Мау В.А. (руководитель авторского коллектива), Рогов К.Ю. (руководитель авторского коллектива), Ясин Е.Г. (руководитель авторского коллектива)
Использовались материалы следующих авторов:
Ведев А.Л., Гурвич Е.Т., Дробышевский С.М., Моисеев А.В., Юдаева К.И.

Глава 2. Стратегии улучшения делового климата и повышения инвестиционной привлекательности в целях перехода к модели устойчивого роста
Глухова М.Н., Данилов Ю.А., Карапетов А.Г., Новиков В.В., Новикова Е.В., Симачев Ю.В., Цыганков Д.Б., Яковлев А.А.

Глава 3. От стимулирования инноваций к росту на их основе
Гохберг Л.М., Кузнецова Т.Е., Агамирзян И.Р., Белоусов Д.Р., Китова Г.А., Кузнецов Е.Б., Рудник П.Б., Рудь В.А., Сагиева Г.С., Симачев Ю.В.

Раздел II. Макроэкономика. Базовые условия роста

Глава 4. Бюджетная и денежная политика, макроэкономические параметры и развитие российской экономики
Синельников-Мурылев С.Г. (руководитель авторского коллектива), Гурвич Е.Т. (руководитель авторского коллектива), Дробышевский С.М., Акиндинова Н.В.

Глава 5. Налоговая политика
Галушка А.С. (руководитель авторского коллектива), Дробышевский С.М. (руководитель авторского коллектива), Малинина Т.А., Синельников-Мурылев С.Г.

Глава 6. Реформа пенсионной системы
Малева Т.М., Юдаева К.В.

Глава 7. Развитие финансового и банковского сектора
Греф Г.О. (руководитель авторского коллектива), Вьюгин О.В. (руководитель авторского коллектива), Юдаева К.В.

Раздел III. Новая социальная политика. Развитие человеческого капитала

Глава 8. Рынок труда
Гимпельсон В.Е., Капелюшников Р.И., Кузьминов Я.И., Четвернина Т.Я., Прокопов Ф.Т., Рощин С.Ю., Орловский Ю.П., Кузнецов Д.Л.
Использовались материалы следующих авторов: Гонтмахер Е.Ш.,
Маслова М.С., Коровкин А.Г., Куренной А.М., Разумов А.А.

Глава 9. Миграционная политика
Кузьминов Я.И., Денисенко М.Б., Мкртчян Н.В., Четвернина Т.Я., Чудиновских О.С., Зайончковская Ж.А., Тюрюканова Е.В., Мукомель В.И.
Использовались материалы следующих авторов:
Маслова М.С., Якубовский Е.О., Разумов А.А., Выхованец О.Д., Коровкин А.Г., Поставнин В.А., Куренной А.М.

Глава 10. Профессиональное образование
Кузьминов Я.И., Андрущак Г.В., Фрумин И.Д., Волков А.Е.
Использовались материалы следующих авторов:
Николаева Е.Л., Ливанов Д.В., Клячко Т.Л., Климов А.А., Мау В.А., Рощин С.Ю., Федюкин И.И., Абанкина И.В., Агранович М.Л., Прокопов Ф.Т., Лейбович А.Н., Реморенко И.М., Третьяк Т.В.

Глава 11. Новая школа
Каспржак А.Г. (руководитель авторского коллектива), Фрумин И.Д. (руководитель авторского коллектива), Абанкина Т.В., Адамский А.И., Болотов В.А., Бысик Н.В., Духанина Л.Н., Косарецкий С.Г., Ковалева Т.М., Куренной В.А., Ленская Е.А., Майоров А.Н., Мокринский М.Г., Прохоров А.В., Пинская М.А., Федюкин И.И.

Глава 12. Сокращение неравенства и преодоление бедности
Козырева П.М. (руководитель авторского коллектива), Назаров В.С. (руководитель авторского коллектива), Бобков В.Н., Богомолова Т.Ю., Бурдяк А.Я., Гришина Е.Е., Егоров Е.В., Коваленко Е.А., Овчарова Л.Н., Разумов А.А., Смирнов С.Н., Шевяков А.Ю.
Отдельные расчеты были подготовлены Мисихиной С.Г.

Глава 13. Политика охраны здоровья
Якобсон Л.И., Шишкин С.В., Авалиани С.Л., Багин А.М., Боярский С.Г., Евдаков В.А., Засимова Л.С., Кадыров Ф.Н., Какорина Е.П., Козельцев М.Л., Колосницына М.Г., Кузовлев О.П., Линденбратен А.Л., Ревич Б.М., Сквирская Г.П., Степанов И.М., Третьякова А.М., Шевский В.И., Шейман И.М.

   
 
Стратегия-2020: Новая модель роста — новая социальная политика. Итоговый доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года. Книга 2; под научн. ред. В.А. Мау, Я.И. Кузьминова. — М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2013. — 408 с.
Стратегия-2020: Новая модель роста — новая социальная политика. Итоговый доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года. Книга 2; под научн. ред. В.А. Мау, Я.И. Кузьминова. — М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2013. — 408 с.


Полный текст
 Раздел IV. Инфраструктура. Сбалансированное развитие, комфортная среда для жизни

Глава 14. Государственная жилищная политика
Косарева Н.Б. (руководитель авторского коллектива), Пузанов А.С., Догадайло В.А., Горячев И.Е., Никольский М.Э., Сиваев С.Б., Семенюк А.Г.

Глава 15. Преодоление территориальной разобщенности
Блинкин М.Я., Борисов Ф.А., Костюченко И.В., Мясоедова Е.Г., Евсеев О.В., Арсенов Е.Е.

Глава 16. Снятие ограничений на развитие тепло и электроэнергетики.
Саакян Ю.З., Удальцов Ю.А.

Глава 17. Преодоление информационной разобщенности
Дергунова О.К., Шадаев М.И., Хохлов Ю.Е., Якушев М.В.

Раздел V. Эффективное государство

Глава 18. Оптимизация присутствия государства
Клименко А.В., Аузан А. А., Клищ Н. Н., Крючкова П.В., Ханова Е. П., Цыганков Д. Б.

Глава 19. Развитие общественных институтов
Федотов М.А. (руководитель авторского коллектива), Тополева-Солдунова Е.А. (руководитель авторского коллектива), Дроздова О.Ю., Задорин И.В., Сунгуров А.Ю., Перцов Л.В., Маковецкая С.Г., Хананашвили Н.Л., Бахмин В.И., Тамбовцев В.Л.

Глава 20. Управление государственной собственностью и приватизация
Симачев Ю.В. (руководитель авторского коллектива), Радыгин А.Д. (руководитель авторского коллектива), Энтов Р.М., Мальгинов Г.Н., Кузык М.Г.

Глава 21. Повышение эффективности государственных инвестиций и государственных закупок
Соколов И.А. (руководитель авторского коллектива), Шамрин А.Т. (руководитель авторского коллектива), Золотарева А.Б., Тищенко Т.В., Головщинский К.И.

Глава 22. Реформа бюджетного сектора в экономике
Клячко Т.Л. (руководитель авторского коллектива), Рудник Б.Л. (руководитель авторского коллектива), Абанкина Т.В., Богданов Л.Н., Лисин Н.В., Тищенко Т.В., Третьяк Н.В.
Использовались материалы следующих авторов: Миркин Я.М., Сиваков В.Л., Типенко Н.Г., Яшина Е.Р.

Глава 23. Реальный федерализм, местное самоуправление, межбюджетная политика
Стародубровская И.В. (руководитель авторского коллектива), Глазычев В.Л. (руководитель авторского коллектива), Зубаревич Н.В., Назаров В.С.

Раздел VI. Внешний контур развития

Глава 24. Международная позиция России: экономические ориентиры
Дынкин А.А., Афонцев С.А., Кадочников П.А., Кузнецов А.В., Королев И.С.
Использовались материалы следующих авторов:
Мачавариани Г.И., Михеев В.В.

Глава 25. Развитие экономической и социальной интеграции на постсоветском пространстве
Валовая Т.Д., Спартак А.Н.

«Бюджетный маневр» (предложения по реструктуризации расходной части бюджета)
Акиндинова Н.В., Кузьминов Я.И.
Использовались материалы следующих авторов:
Гурвич Е.Т., Андрущак Г.В., Шишкин С.В., Малева Т.М., Блинкин М.Я.

Вам также может быть интересно:

«Рост заработной платы — это задача, на которую должны работать все министерства нашей страны»

Детальная проработка мер социальной политики, изучение их комплексного воздействия на разные аспекты жизни семей и общества позволяют повысить ее эффективность и улучшить благосостояние семей, повлиять на их репродуктивные планы. Проректор НИУ ВШЭ, директор Института социальной политики НИУ ВШЭ Лилия Овчарова приняла участие в дискуссии по соцполитике на форуме «Россия».

Лилия Овчарова: «Мы сконцентрировались на практической реализации наших предложений»

Один из стратегических проектов ВШЭ «Социальная политика устойчивого развития и инклюзивного экономического роста» нацелен на воплощение научных достижений в практические решения социально-экономической политики. Ученые ВШЭ и их партнеры активно включились в работу и получили первые результаты. О ходе исследований и их реализации новостной службе «Вышка.Главное» рассказала научный руководитель проекта, проректор ВШЭ Лилия Овчарова.

Как бороться с бедностью, обсудили в Высшей школе экономики

В Вышке прошла российско-китайская встреча «Социальная политика как инструмент борьбы с бедностью и развития человеческого капитала». Представители министерства гражданских дел КНР, Всемирного банка, Пенсионного фонда РФ, правительства Татарстана и исследователи ВШЭ оценили социальную политику двух стран, а также поделились эффективными мерами борьбы с бедностью и проблемами ее искоренения.

«Нуждающийся в уходе человек должен иметь возможность выбора»

Из-за старения населения к 2050 году количество россиян, которым требуется долговременный уход, вырастет более чем вдвое. Готовы ли государство и частный сектор предоставлять такие услуги, обсуждали на семинаре, организованном Институтом социальной политики ВШЭ и Национальной ассоциацией участников социального обслуживания.

Зависимость от государства. Какую социальную помощь ждут россияне

Лишь 17% жителей России не нуждаются в государственной поддержке. Но даже они признают необходимость регулирования социальной сферы. Граждане традиционно предъявляют государству широкий круг запросов. Что нужно, кому и в каких ситуациях, выяснили в Центре стратификационных исследований НИУ ВШЭ.

«В фокусе внимания президента повышение рождаемости и снижение уровня бедности в два раза»

Национальные задачи социального развития, а также существующие риски и возможности на пути реализации этих задач обсудили участники ХХ Международной Апрельской конференции НИУ ВШЭ на очередном пленарном заседании.

Евро как «легкомысленный эксперимент»

В Издательском доме ВШЭ вышла книга немецкого экономического социолога Вольфганга Штрика «Купленное время. Отсроченный кризис демократического капитализма». IQ.HSE публикует фрагмент из книги, в котором обсуждается введения евро и его последствия.

Петр Авен рассказал студентам ВШЭ о шоковой терапии 1990-х годов

13 ноября с открытой лекцией на тему «Крутые девяностые: была ли альтернатива?» перед студентами выступил профессор НИУ ВШЭ Петр Авен — председатель Совета директоров Альфа-Банка. Он вручил студентам именные сертификаты на получение премии «Альфа-Шанс» и рассказал о своей работе в Правительстве в 1990-х годах.

Государство в экономике

Развитие отечественной экономики сдерживают низкая конкурентоспособность ее отраслей и структура, неадекватная международным трендам. Если это не изменить, среднегодовые темпы роста ВВП вряд ли превысят 1,8% при мировом показателе 3,5%. Обеспечить прорыв способно государственное регулирование рынка. О том, каким оно должно быть и что есть на самом деле, — в аналитическом докладе НИУ ВШЭ.

Отзыв на проект Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год

Минфин РФ подготовил проект основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, который будет использован при составлении федерального бюджета на эти годы. Эксперты ВШЭ подготовили отзыв на этот документ.