Год победы советского образования
18 июня прошел заключительный в этом учебном году семинар серии «Актуальные исследования и разработки в области образования» Института образования ВШЭ. Темой встречи, посвященной памяти Анатолия Пинского, по уже сложившейся традиции стали «Итоги года в образовании».
Как обычно, накануне семинара был проведен опрос экспертов, какие события они считают ключевыми для образовательного «ландшафта» нашей страны. Было выделено четыре сюжета: диссертационный скандал, оценка эффективности вузов, решения о развитии дошкольного образования и создание движения «За советскую школу».
Первые три сюжета имеют скорее позитивный оттенок: выявлены некие проблемы, и государство вместе с профессиональным сообществом пытается их решить.
Диссертационный скандал, начавшийся с выявления фальсификаций, привел к дискуссиям о том, как наводить порядок, — сделать защиты как можно более прозрачными, публиковать «черные списки», сформировать новые требования к членам диссертационных и экспертных советов, восстанавливать почти утраченное в нашей стране понятие репутационного риска. В январе будущего года диссоветы ждет массовый «апгрейд».
Поскольку при оценке деятельности вузов, по словам директора Департамента госполитики в сфере высшего образования Минобрнауки России Александра Соболева, эксперты не имели нормативно определенного понятия «эффективность», они ставили задачу «отсечь» очевидно неэффективные вузы. По результатам мониторинга 22 вуза, подведомственных Минобрнауки, подлежат реорганизации, будут ликвидированы 111 филиалов. А в следующем учебном году мониторинг будет проведен по-новому — для каждой из шести групп вузов (военные, медицинские, сельскохозяйственные, спортивные, творческие и транспортные) предложены свои критерии, добавится показатель трудоустройства выпускников (количество выпускников, не зарегистрированных на бирже труда в первый год после окончания).
По мнению директора Института развития образования Ирины Абанкиной, общество пришло к пониманию, что дошкольное образование — это социальная норма. Удалось организовать диалог в профессиональном образовании и разработать проект стандарта дошкольного образования. Проблемы есть с созданием комфортных условий — банально не хватает площадей, а использование жилого фонда для нужд детских садов запрещено законодательством.
В прошлое или в будущее: куда движется российская школа?
Весной этого года в Ульяновске педагоги-ветераны создали движение «За советскую школу», их поддержал губернатор региона. Они требуют остановить «провальную» реформу и вернуться к традициям советского образования. В том же русле — предложения президента страны о едином учебнике истории и школьной форме. «Этот год можно охарактеризовать как год победы советского образования», — отметил научный руководитель Института образования ВШЭ Исак Фрумин.
Нужно решить проблемы, связанные с воспитанием или изучением истории, но это нам не удается. Стоит ли искать новые и трудные решения? Или лучше использовать проверенные временем приемы советской школы? Сможет ли российская педагогическая мысль решать сложные проблемы, не впадая в единообразие? Это вызов нашей системе образования.
Мы оглядываемся назад в попытках что-нибудь вернуть, — например, прежнее содержание образования, понимаемое как объем запоминаемой информации. Мы противимся излишней формализации образовательных стандартов, но и оставлять их размытыми тоже не хочется…
В свое время Анатолий Пинский говорил, что все сценарии трансформации российского образования зависят от того, придет ли рынок в школьный сектор. С тех пор минуло 10 лет. По словам заместителя министра образования и науки РФ Игоря Реморенко, с тех пор изменились механизмы финансирования школ, произошли перемены в аттестации учителей, кардинально улучшилась ситуация с материальным обеспечением школ. Не осталось ни одной школы, где нет проекторов, по всей стране было закуплено около 30 тысяч школьных автобусов, пополнены фонды школьных библиотек, появляются возможности дистанционного обучения.
Но можно ли рассматривать эти изменения в координатах «рынок — не рынок»? Скорее всего, нет. В школьном образовании возникли не рыночные, а конкурсные отношения: например, на основе конкурса регионы в 2007-2009 годах получали средства на проведение модернизации.
Мы оглядываемся назад в попытках что-нибудь вернуть, — например, прежнее содержание образования, понимаемое как объем запоминаемой информации. Мы противимся излишней формализации образовательных стандартов, но и оставлять их размытыми тоже не хочется…
Цикличность образования: что нас ждет дальше?
Директор Центра социально-экономического развития школы ВШЭ Сергей Косарецкий предположил, что образование имеет циклическую природу. И сейчас мы находимся на стадии, когда инновации в образовании пошли на спад: с 1997 по 2007 год сократилась с 22 до 8 процентов доля родителей, которые при выборе детсада считают важным наличие в нем инновационных и экспериментальных программ. По данным другого исследования, более 60 процентов опрошенных родителей выступают против введения в школах индивидуального выбора комбинаций экзаменов. И все же к цикличности образования стоит относиться спокойнее — возможно, впереди нас ждет новый интересный цикл.
Ведущий научный сотрудник Департамента исследований и разработок Института образования ВШЭ Татьяна Ковалева считает, что все разговоры о многообразии в нашем образовании — иллюзия. Говорить о многообразии как тренде можно только в том случае, если он реализован на трех уровнях: бытовом, в среде профессионалов и на уровне управления. Родители пытаются что-то выбирать, педагоги в школах стремятся создавать кружки и факультативы. Но на уровне управления установки на многообразие нет — от советской школы мы ушли недалеко.
По мнению секретаря ЦК Профсоюза работников народного образования и науки Владимира Лившица, для развития российского образования нужно сначала изменить нашу ментальность. Но сделать это непросто, потому что мы — мастера имитации. Будь то экономика, образование или другая сфера — в нашей стране есть разве что островки, где реально что-то делается. Возможно, мы хотим слишком быстрых перемен, потому что ментальность и вправду не быстро меняется…
Алина Иванова, специально для новостной службы портала ВШЭ
Вам также может быть интересно:
Драйвер прогресса и статья доходов: роль университетов в трансфере технологий
В современном мире необходим эффективный трансфер социально-экономических и гуманитарных знаний в реальный сектор экономики и госуправление. Решающую роль в этом играют университеты. У них есть возможность объединять различные коллективы и в партнерстве с государством и бизнесом разрабатывать и совершенствовать передовые технологии.
Новые возможности образовательного союза БРИКС обсудили на международной школе в Кыргызстане
Студент из Сибири слушает лекцию профессора из Мумбаи, ученый из Пекина работает над проектом с коллегами в Сан-Паулу — такие сценарии развиваются уже сейчас. Об этом говорили на международной школе для исследователей высшего образования, которая прошла на берегу озера Иссык-Куль в Кыргызстане. Как высшее образование может адаптироваться к новым глобальным вызовам и стать доступнее для всех, детально обсудили представители России, Китая, Индии, Японии и Великобритании.
Продолжается прием на программы магистратуры НИУ ВШЭ в сфере образования
В Высшей школе экономики продолжается прием на ряд образовательных программ магистратуры. Среди них — четыре очно-заочные программы, которые готовят специалистов в сфере образования: педагогов и управленцев. Срок обучения на всех программах — 2,5 года. Есть бюджетные и платные места. Подать документы необходимо до 16 сентября. Прием на такие программы осуществляется по результатам конкурса портфолио.
Цифровизация ДПО: как построить эффективную экосистему
Цифровизация стала одним из ведущих образовательных трендов последних лет. При этом цифровая трансформация касается далеко не только учебного процесса, но и всей системы организации и сопровождения образовательных программ. Еще один тренд — переход к персональной образовательной траектории с получением микростепеней — делает все более актуальными программы дополнительного профессионального образования. Эти и другие вопросы обсуждались на круглом столе «Цифровая экосистема ДПО: актуальные направления развития», прошедшем в НИУ ВШЭ.
ВШЭ приняла делегатов из 15 стран на Международной партнерской неделе в Санкт-Петербурге
23 мая в Президентской библиотеке в Санкт-Петербурге руководители и эксперты 23 вузов из 15 стран приняли участие в первом дне Международной партнерской недели. Помимо оживленной дискуссии о глобальных тенденциях развития высшего образования, состоялось подписание партнерских соглашений НИУ ВШЭ с вузами Индии, Узбекистана и Омана.
Эксперты Вышки помогут создать в Норильске инновационный лицей
В Норильске планируют открыть образовательный хаб, где лучшие учителя из ведущих школ России будут реализовывать передовые практики. НИУ ВШЭ как национальный центр компетенций по подготовке управленческих и педагогических кадров поможет проекту выстроить механизмы привлечения, подготовки и укоренения специалистов.
НИУ ВШЭ разработал дашборд для изучения трендов в образовании
Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представил новый цифровой сервис — информационно-аналитическую систему «Индикаторы образования» (ИАС ИО). Эта система интерактивных аналитических панелей (дашбордов) позволяет визуализировать индикаторы сферы образования в динамике с возможностью сравнения по различным уровням и в международном контексте.
Питерская Вышка приняла участие в международном Саммите высшего образования FICCI (HES) в Индии
«Расширяя сознание, продвигая изменения: меняем будущее высшего образования» — так звучала тема 18-го Саммита высшего образования, прошедшего в столице Индии Нью-Дели. По приглашению организаторов форума, Федерации индийских торгово-промышленных палат (FICCI) и министерства образования Индии, делегация Высшей школы экономики в Санкт-Петербурге приняла участие в ключевых мероприятиях Саммита.
На ИВО-2023 обсудили карьерные ожидания, ценности и траектории российских студентов
В НИУ ВШЭ проходит XIV Международная конференция исследователей высшего образования (ИВО-2023), ее основная тема — «Студенческий опыт в современном университете: от абитуриента до выпускника». 25 октября, в первый день конференции, состоялась специальная секция «Карьерные ожидания, ценности и траектории студентов в российском третичном образовании», на которой исследователи из НИУ ВШЭ представили три доклада.
В НИУ ВШЭ начала работу XIV Международная конференция исследователей высшего образования
Тема конференции этого года — «Студенческий опыт в современном университете: от абитуриента до выпускника». В течение трех дней исследователи из разных регионов России и зарубежных стран будут обсуждать, какие индивидуальные и институциональные факторы определяют образовательный опыт студентов, как он связан с достижением образовательных результатов и как влияет на успешность на рынке труда. Конференция продлится с 25 по 27 октября, будет представлено более 90 докладов.