От гениальных грибов до постфеминизма: в Вышке прошел последний в сезоне полуфинал Научных боев
VI сезон Научных боев в Вышке выходит на финишную прямую. Июньский полуфинал помог окончательно определить список финалистов, а многим зрителям — выбрать фаворитов. Молодые исследователи в этот раз решили разобраться, как провести опознание и не сломать судьбу человека, поднять успеваемость ребенка, но не привить синдром отличника. А также выяснили, что грибы и плесень помогают рубцевать шрамы и спасать экологию, а приверженцы постфеминизма к собственным образам в TikTok относятся очень неоднозначно.
В Высшей школе экономики состоялся четвертый в этом сезоне полуфинал Научных боев. В 2023 году интеллектуальному состязанию, в рамках которого молодые исследователи за 10 минут рассказывают о своих идеях и изысканиях, исполняется уже 6 лет. Правила неизменны: у каждого спикера есть 10 минут, чтобы представить свое исследование аудитории — зрителям и членам жюри. На выступлении никаких презентаций — только харизма, обаяние и, возможно, реквизит. В каждом батле — четыре выступления. Победителя выбирают смешанным голосованием: 40% успеха зависит от мнения жюри, 60% определяют симпатии зрителей.
Это он или это не точно?
Летний полуфинал открыла студентка 2-го курса бакалавриата ОП «Право» Инесса Баринская с докладом «“Это точно он!”: как провести опознание и не сломать судьбу человека». Как можно догадаться по названию, речь шла об исследовании роли опознания в уголовных процессах.
Исследовательница-юристка начала с того, что в принципе представляет собой опознание. Оно обычно проводится, чтобы человек, который видел момент преступления, узнал или не узнал предполагаемого преступника среди людей, примерно подходящих под описание или выбранных из числа подозреваемых. Если свидетель узнает (опознает) одного из них, сторона обвинения получит дополнительное доказательство виновности этого человека.
Инесса Баринская
Но чем вообще интересно это процессуальное действие? «Дело в том, — поясняет Инесса, — что, согласно разным исследованиям, около 69% приговоров невиновным выносится именно из-за ошибочных опознаний, а значит, система неэффективна». В рамках своего исследования она составила форму, в которой предлагалось посмотреть три небольших видеоролика. В одном из них показано ограбление банка, во втором — перестрелка, а в третьем — угроза убийства. Каждый из 112 респондентов после просмотра видеороликов по аналогии с опознанием выбирал человека, который, по его мнению, совершал преступление. Результаты неутешительны. По словам Инессы, в лучшем случае 60% респондентов узнали того, кто является преступником.
Молодая исследовательница предлагает задуматься о модернизации опознания как процессуального действия, в том числе с опорой на современные исследования памяти. «Недавно Верховный суд признал допустимыми результаты опознания, которое было проведено через 16 лет после совершения преступления. Как вам?» — задала она вопрос аудитории, предлагая задуматься над проблемой.
Отличник поневоле
Студентки 3-го курса бакалавриата ОП «Социология» Елена Сорокина и Елизавета Сухова решили посвятить свое выступление вопросам успеваемости. Его название — «“Нет, ты пойдешь в школу”, или Как вырастить отличника». Девушки провели количественное исследование, в ходе которого тестировали различные факторы семейного воспитания, влияющие на успеваемость студентов. Значимыми оказались лишь два: образовательное насилие и моральная поддержка.
Результат исследования оказался неожиданным и не оправдал общепринятую модель либерального воспитания. Девушки выяснили, что те студенты, которых в детстве ругали за четверки, а хвалили лишь за отличные результаты, иными словами, учащиеся, которые переживали образовательное насилие, в среднем выдают лучшие показатели, чем те, кто получал моральную поддержку от родителей.
Удивительно, но чем чаще на вас кричали в детстве из-за учебы, тем выше ваши оценки в университете, констатируют исследовательницы. Однако, конечно, нельзя возводить эту идею в абсолют. «Во всем следует находить баланс, чтобы не взрастить и синдром отличника», — резюмируют девушки.
Гриб — спаситель мира
Третье выступление перенесло слушателей в мир биотехнологий. Студентка 4-го курса бакалавриата ОП «Клеточная и молекулярная биотехнология» Анна Шестакова представила доклад «Такая разная плесень: как с помощью грибов избавить мир от отходов, испечь хлеб и вылечить сердце».
Анна начала издалека: в каждом отделе нашего желудочно-кишечного тракта — во рту, пищеводе, желудке и кишечнике — происходит выработка ферментов — специальных молекул, которые способны разлагать другие молекулы на маленькие “кирпичики”. Из этих “кирпичиков” наш организм строит свое собственное тело. Но что делают грибы, у которых нет рта? «Грибы гениальны, — восхищается исследовательница, — они придумали выделять свои ферменты наружу, переваривая пищу снаружи, а после поглощая лишь те “кирпичики”, которые им нужны. Возможно, грибы даже умнее нас с вами, ведь для разных нужд они придумали разные ферменты».
Анна сравнивает такой «грибной» подход с разными вариациями ножниц: маникюрные подходят для тоненьких ниток, портновские — для толстых материалов, фигурные — для украшения. Так вот грибы умеют выбирать, какие ножницы надо взять в определенный момент, чтобы не задеть ненужное. И это их умение способно принести пользу человечеству. В первую очередь в медицине. По словам Анны, одно из возможных применений — ввести полученный благодаря грибам нужный фермент пациенту, страдающему тромбозом, то есть образованием свертков крови в кровеносных сосудах. Фермент способен разрушать только тромб, не затрагивая сосуды и внутренние органы.
Анна Шестакова
Другой возможный вариант применения грибных ферментов — уничтожение перьев птиц. Ежегодно после обесперивания при обработке мяса птиц образуется 11 тонн ненужных перьев. Сейчас их попросту сжигают, что приводит к росту выбросов углекислого газа в атмосферу. А можно поступать иначе, если призвать на помощь грибы, которые синтезируют особые ферменты. Грибы растут нитями: эти ниточки могут проникать в очень тонкие места, например между ворсинками пера, выплевывать туда необходимый фермент и таким образом разрушать перо, рассуждает исследовательница.
Процесс работы с подобными грибами сложен: их в живой природе можно найти только в южных краях, а затем уже выращивать самостоятельно. Гриб, продолжает Анна, выращивается в колбе, куда добавляются вода, минеральные соли и белок. При помещении колбы в теплое место гриб дышит и синтезирует ферменты. Однако предсказать, какой именно фермент будет синтезироваться в каждом конкретном случае, весьма сложно: для этого необходимо каждый день в одно и то же время брать из колбы пробу и изучать активности, которые проявляет гриб. В момент, когда активность достигает пика, необходимо отделить содержимое колбы от гриба и дождаться, когда получившаяся жидкость превратится в порошок.
«Все, что насинтезировал и выплюнул гриб, есть в этом порошке», — уточняет исследовательница. Так, например, гриб, с которым Анна работает сейчас, способен выделять коллагеназы — ферменты, расщепляющие коллаген. Коллаген — это белок кожи, который образуется в тканях, получивших повреждения, то есть в шрамах сосредоточено избыточное количество коллагена. Таким образом, ферменты, над которыми работает сейчас гриб Анны, после серии нанесений способны просто рассасывать шрам.
Реальным девушкам не до TikTok
Доклад «Зеленый смузи, ежедневник и TikTok: где еще скрывается постфеминизм» стал эффектным завершением июньского батла. Студентка 3-го курса бакалавриата ОП «Реклама и связи с общественностью» Елизавета Воронежцева рассказала о том, как исследовала современный феномен идеальной девушки — продуктивной, ухоженной, спортивной и уверенной в себе. Речь идет о той самой that girl — так назвали феномен современной девушки, стремящейся к идеалу здорового образа жизни и женской самодостаточности.
При чем здесь постфеминизм? Елизавета подчеркивает, что постфеминизм — это идеология, которая признает, что женщина имеет право выбирать свой собственный путь в жизни и при этом подчеркивать свою индивидуальность. В отличие от классического феминизма, постфеминизм отмечает, что женщины могут гордиться своей женственностью, красотой, созданием домашнего уюта и т.д. Яркий пример такой самодостаточности — героиня Кэрри Брэдшоу из культового сериала «Секс в большом городе».
Елизавета Воронежцева
Однако при выходе в мир медиа постфеминизм стал подвергаться критике из-за соответствия стандартам красоты, привилегированности некоторых слоев общества и чрезмерного потребления, когда акцент делается на материальных аспектах. Елизавета же предполагает, что that girl и есть современная постфеминистка. В рамках исследования девушка изучила около сотни зарубежных и российских видео в TikTok о феномене that girl. Исследовательница поясняет: потребительницы контента that girl в интернете относятся к нему полярно — одни заявляют, что это их мотивирует, а другие видят в этом явлении погоню за успехом и фальшь.
Подводя итог, Елизавета отмечает, что влияние нового движения на нашу жизнь до конца не ясно. Очевидно одно: «мы все очень разные, в этом и заключается красота нашего мира», подытожила она.
Выбирать между четырьмя такими разными исследованиями было сложно и жюри, и зрителям. В итоге победительницей полуфинала все же была признана исследовательница удивительного мира грибов и плесени Анна Шестакова. Второе место досталось исследовательнице феномена that girl Елизавете Воронежцевой. Третье и четвертое места поделили между собой Инесса Баринская, Елена Сорокина и Елизавета Сухова.
Текст: стажер-исследователь Проектно-учебной лаборатории экономической журналистики НИУ ВШЭ Яна Лысюк
Вам также может быть интересно:
Наука побеждать: фестиваль «Республика ученых» состоялся в Вышке
8 ноября уже в седьмой раз прошел фестиваль науки НИУ ВШЭ «Республика ученых». Его цель — напомнить студентам университета, что наука многогранна и универсальна, показать области знания, с которыми они не сталкиваются в рамках своей образовательной программы, познакомить молодых ученых друг с другом. Гостей ждали интерактивы, научно-популярные лекции преподавателей и выпускников НИУ ВШЭ и финал VII сезона «Научных боев».
Бой женщин, творчество нейросетей: в Вышке прошел последний в сезоне полуфинал «Научных боев»
Отсутствие пунктуации в стихотворении необязательно говорит о неграмотности автора, а женщина-тренер в боевых искусствах — это не только про спорт. Нестандартный подход и смелые гипотезы — вот что объединяет участников «Научных боев» Вышки седьмой год подряд. Четвертый полуфинал этого сезона не только открывает новых исследователей, но и меняет локацию: в этот раз научный батл впервые состоялся в питерском кампусе Вышки.
Мода по закону, расписание по теории графов: в Вышке прошел III полуфинал «Научных боев»
В VII сезоне организаторы проекта «Научные бои» освоили межкампусный формат: впервые на батл вышли студенты всех четырех кампусов Вышки — из Перми, Нижнего Новгорода, Санкт-Петербурга и Москвы. Импакт-контент, черная металлургия в разгар санкций, модный показ и оптимизация продуктивности по теории графов — победителя, как всегда, выбирали зрители вместе с членами жюри.
От аутентичности до патентов: как прошел второй полуфинал «Научных боев»
Под лозунгом «Никаких презентаций. Только бесконечная харизма, обаяние и интересный реквизит» прошел 2-й полуфинал VII сезона «Научных боев» в павильоне «Рабочий и колхозница» на ВДНХ. Четыре участника, каждый с уникальной темой и подходом, представили результаты своих исследований, охватывающих широкий спектр областей — от социальных наук до координационной химии.
Звездная дипломатия и украденная Луна: стартовал VII сезон «Научных боев»
Первые в этом году «Научные бои» состоялись ночью, точнее, в самый разгар «НОЧИ Студента — 2024». Молодые исследователи говорили о полетах в космос, разбирали семиотику винных этикеток, обсуждали, как купание в ледяной воде влияет на психику «моржей», а жизненные обстоятельства — на перспективы женщины стать убийцей. Батл и выборы первого финалиста сезона прошли в Центре культур НИУ ВШЭ.
Что исследуют преподаватели Вышки: специальный выпуск «Научных боев»
В Высшей школе экономики в рамках фестиваля «Наука³» прошел специальный выпуск «Научных боев». Защищать свои проекты на сцену вышли преподаватели Вышки, а студенты — полуфиналисты и финалисты прошлых сезонов — заняли места в жюри. Исследователи посвятили зрителей в мир современной дендрохронологии, психологических видео на YouTube, фэнтезийных вселенных и монетизации исследований паттернов потребления.
От целебных клумб до волшебных таблеток: в Вышке финишировал VI сезон Научных боев
В конце сентября состоялась финальная битва VI сезона Научных боев НИУ ВШЭ. В ней сошлись авторы самых популярных проектов сезона — от разработчиков нейросетей для геймдева до исследователей влияния цветочных клумб на уровень преступности. Победителем названа Анастасия Корженевская с проектом про производство новых лекарств. Схватка молодых исследователей стала одним из особенных событий фестиваля «Проектируем будущее» на ВДНХ.
Нейросети в геймдеве, ужасы в кино, кладбища в России: как прошли «Научные бои» в Вышке
В конце апреля в Высшей школе экономики состоялся третий полуфинал VI сезона«Научных боев». Путешествие в науку, заявленное как главная тема сезона, в этот раз привело исследователей в Новое время. На сцене сошлись технологии нейросетей, урбанизация кладбищ,«хищнические журналы» и horror studies. Местом встречи исследователей стал павильон«Рабочий и колхозница» на ВДНХ.
От ловца снов до тюремного жаргона: в Вышке прошел второй полуфинал Научных боев
Ключевая тема VI сезона Научных боев НИУ ВШЭ — путешествие в таинственный и опасный мир Средневековья. Во втором полуфинале 19 марта на одной сцене сошлись украденная культура индейцев, фармакологические нейросети, тюремный жаргон и «заболевшее» высшее образование. Свои проекты студенты разных образовательных программ Вышки представляли в пространстве Community.
Молекулы для молодости, цветы от маньяков: в Вышке открыт новый сезон Научных боев
В феврале в Вышке стартовал шестой сезон Научных боев. Его тема — путешествие в историю науки. Первая схватка сезона свела на одной сцене молекулы долгожительства, биохакинг, фреймы в СМИ и клумбы, помогающие бороться с преступностью. Свои проекты студенты разных образовательных программ представляли в Центре культур НИУ ВШЭ.