Иллюзия свободы: связанные другой цепью
24 марта Лаборатория экономико-социологических исследований ГУ-ВШЭ провела семинар "Фрилансеры в информационной экономике: как россияне осваивают новые формы организации труда (результаты эмпирического исследования)".
Free — знакомое всем и милое слуху прогрессивного человека слово. Свобода — что может быть лучше? Возможно, кто-то в погоне именно за свободой становится фрилансером.
Но так ли свободны они на самом деле? Или это просто иной вид зависимости? В чем плюсы и минусы работы фрилансера? Да и вообще, кто они такие — люди, сидящие перед монитором не в офисе, а на пляже?
Об этом на семинаре "Фрилансеры в информационной экономике: как россияне осваивают новые формы организации труда (результаты эмпирического исследования)", организованном 24 марта Лабораторией экономико-социологических исследований (ЛЭСИ) ГУ-ВШЭ в рамках цикла "Социология рынков", рассказали Денис Стребков и Андрей Шевчук.
Объект исследования
Объектом исследования выступили не все фрилансеры, а фрилансеры "электронные" (e-freelancers). Помимо самозанятости и независимости работы (работа с широким кругом заказчиков), для "электронных фрилансеров" характерна работа удаленная.
Приблизительные количественные оценки объекта
Рынок фрилансеров сформировался в России всего 10 лет назад. Сейчас на крупнейшей российской электронной бирже труда free-lance.ru зарегистрировано порядка 300 тысяч фринасеров. На всемирной бирже — около 800 тысяч. Оценки эти, разумеется, очень приблизительные.
Как проводилось исследование
Рыбу надо ловить в пруду, а не в лесу. Фрилансеров лучше ловить не в пруду и не в лесу, хотя там они тоже могут быть, а в естественной среде их обитания — в сети. Поэтому совершенно логично, что исследование проводилось методом on-line опроса. Анкета была размещена на сайте www.free-lance.ru, ссылки на исследование также были даны на нескольких "нейтральных" сайтах. Опрос проводился в декабре 2008 года.
У метода этого, как и у любого другого, есть свои плюсы и минусы. Самым существенным плюсом является большой объем выборки. Но размер выборки этого исследования превзошел все самые смелые фантазии. Всего анкету заполнили 18 тысяч человек. Причем 3500 человек сделали это не анонимно. Такой внушительный объем выборки позволил с лихвой бороться с одним из главных недостатков on-line опросов — искажением данных. Всех шутников, врунов или просто неадекватных людей авторы с легким сердцем исключали из анализа.
К дополнительным бонусам метода опроса on-line можно отнести автоматическую письменную фиксацию данных, возможность определения точного времени заполнения анкеты. Кстати, тех, кто заполнял анкету слишком быстро, тоже отсеяли.
После всех отсеиваний и отметаний в распоряжении авторов осталось 13180 респондентов.
Кто эти люди?
Всех респондентов авторы разбили на "действующих фрилансеров" и "периферию".
К первой группе относятся "чистые" фрилансеры (1879 человек), то есть те, кто занимается только этой работой, и совместители (7115 человек). Это студенты, предприниматели (как правило, тоже на удаленной работе), наемные работники, домохозяйки (речь идет только о женщинах и очень малочисленных мужчинах, которые ухаживают за ребенком до трех лет).
На периферии оказались начинающие и разовые фрилансеры (выполнившие не более одного заказа), бывшие и будущие фрилансеры.
Дальше речь пойдет только о действующих фрилансерах. Среди них мужчин 66%, женщин — 34%. Средний их возраст равен 26 годам. И 80% действующих фрилансеров имеют высшее или незаконченное высшее образование. 75% респондентов являются гражданами России, из них 30% — москвичи.
Профессиональный состав
Проанализировав данные трех электронных бирж труда: free-lance.ru (Россия), weblancer.net (Украина) и elance.com (США), авторы выделили пять профессиональных сфер, в которых трудятся электронные фрилансеры.
Очевидно, что список профессий сильно ограничен особенностями удаленной работы. Удаленно нельзя сварить борщ или починить машину. Зато прекрасно можно работать в следующих областях (расположены в порядке убывания распространенности):
- IT-сфера;
- Дизайн/ мультимедиа;
- "Тексты" (сюда включен и контент сайтов, и переводы, и журналистика, словом, любая работа с текстами);
- Деловые услуги (услуги в сфере рекламы, маркетинга, менеджмента, юриспруденции, включая бизнес-консультирование);
- Инженеринг (технически и производственно ориентированные услуги архитекторов, проектировщиков, промышленных дизайнеров).
Самая большая количественная разница между США и Россией в группе "деловые услуги".
Трудовые траектории и стратегии
На основе сопоставления данных о прошлом рабочем опыте, текущем и будущем (желаемом) трудовом статусе получилось выделить 64 трудовые траектории.
Самый распространенный трудовой путь фрилансера (18% респондентов) — от "чисто" штатного работника к совместителю.
10,5% хоть и не долетели через тернии к звездам, но планируют в будущем стать предпринимателями, будучи в настоящем совместителями, а в прошлом — обычными штатными сотрудниками.
8,6% придя в чистые фрилансеры из штата, так же в будущем хотят заняться предпринимательской деятельностью.
И почему-то практически не нашлось среди фрилансеров (совместителей или чистых) желающих в будущем превратиться в обычный "офисный планктон" (попасть в штат какой-либо компании и перестать работать удаленно). Скорее всего, та немногочисленная группа, которая все же изъявила подобное желание, состоит в основном из студентов.
Трудовые стратегии выделялись на основании совпадения текущего и будущего трудового статуса.
Самой популярной является стратегия "непрерывного совмещения" — ее придерживается каждый четвертый фрилансер. Это, видимо, люди, пытающиеся найти стабильность в нестабильной сфере, либо те, кто использует удаленную работу как приработок к основной.
Следующую по популярности стратегию можно назвать "из офиса — в собственный бизнес" (15,1%).
Еще одна интересная стратегия — "Освобождение от цепей" (4,3%). Имеется в виду, что человек, поработав в офисе, стал "чистым" фрилансером и, вдохнув пьянящий воздух свободы, уже не желает возвращаться к офисному рабству, планируя и в будущем работать только удаленно.
Отвечая на вопрос о том, как кризис может повлиять на стратегии фрилансеров, авторы выразили уверенность, что кризис не повлияет никак. Стратегии — это что-то, что важнее и глобальнее кризиса. Кризис может влиять на тактику "здесь и сейчас". Но, так как сфера IT пока не слишком пострадала от кризиса, видимо, и поведение фрилансеров пока изменилось не сильно.
Трудовые ценности: интерес важнее денег или свобода — это наше все
Чтобы иметь возможность дальнейшего сопоставления данных по фрилансерам с данными общероссийских и европейских опросов, трудовые ценности мерялись традиционным вопросом — "Если говорить о Вашем отношении к работе вообще, то какие ее стороны Вы считаете наиболее важными?" с множественным выбором из 11 вариантов ответов.
Сопоставление это показало, что трудовые ценности фрилансеров отличаются от "обычных" кардинально. Это единственная группа, для которой интересная работа важнее хорошей оплаты труда. Всего лишь 78% чистых фрилансеров (и 80% всех фрилансеров) отметили, что для них важна хорошая зарплата. В среднем по России важность заработной платы отмечает 96% работников.
Надежная работа практически не является ценностью для фрилансеров. Действительно, надежность скорее противостоит свободе. Во всероссийском опросе ценность надежной работе идет на втором месте после хорошей оплаты, в опросе же фрилансеров она занимает лишь седьмое место.
Зато удобный график работы — это для фрилансеров не мечта, а суровая реальность. Суровая — потому что средняя рабочая неделя фрилансера состоит из 53 часов. Причем, для совместителей эта цифра вообще заоблачная — 62 часа. И хотя работают они больше, чем чистые фрилансеры, доходы их находятся на одинаковом уровне.
Елена Новикова, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ
Вам также может быть интересно:
В ВШЭ выяснили причины разрыва в зарплатах между выпускниками и выпускницами вузов России
Исследование Высшей школы экономики показывает: несмотря на одинаковое образование и начальные условия, разница в стартовых зарплатах между мужчинами и женщинами достигает 22%. Это связано одновременно с тем, что выпускницы учатся на менее доходных специальностях, и с тем, что идут работать в сектора с меньшими заработками, поскольку ищут более стабильные и безопасные условия труда.
Как борьба с пандемией повлияла на интерес к пособию по безработице и на уважение прав работников
Почему службы занятости до введения карантинных мер не пользовались популярностью, что в дальнейшем привлекло в них даже работающих, с какими нарушениями трудовых прав можно столкнуться — исследования по этим темам были представлены на одной из сессий XXIII Ясинской международной научной конференции НИУ ВШЭ.
NEET-молодежь: что происходит, когда не хватает добросовестности, эмоциональной стабильности и упорства
Высшее образование становится более востребованным, когда развиваются технологии, замещающие рутинный труд, и ИТ-сектор сегодня уже формирует повышенный спрос на специалистов. При этом часть выпускников вузов не учится и не работает, а в целом в группе «свободной» молодежи около трети живет в бедности, как и их родители. Об этом шла речь на сессии XXIII Ясинской международной научной конференции НИУ ВШЭ, посвященной человеческому капиталу и заработной плате.
Владимир Гимпельсон рассказал о четырех must have для молодого специалиста
Рынок труда никогда не будет прежним, рассуждали эксперты и игроки рынка в разгар пандемии. Однако изменения оказались менее существенными, чем ожидалось. В чем уникальность сегодняшнего кризиса, почему уровень безработицы быстро вернулся к докарантинным значениям, стоит ли бояться роботизации, за что «штрафуют» старшие поколения и к чему готовиться молодым? На эти и другие вопросы YouTube-канала Вышки ответил Владимир Гимпельсон, профессор факультета экономических наук, директор Центра трудовых исследований ВШЭ.
Рынок труда и пандемия: как сработали меры поддержки
Подстройка рынка труда к кризису во многом оказалась эффективной, система смогла переварить новые вызовы. Однако круг получателей пособий мог быть шире, а главный недостаток мер поддержки занятости — отсутствие обязательств компаний перед работниками. Центр трудовых исследований (ЦеТИ) и Лаборатория исследований рынка труда ВШЭ провели совместный онлайн-семинар «Меры пассивной и активной политики на российском рынке труда».
Профессии в тренде: как Вышка отвечает на вызовы будущего
Рынок труда постоянно меняется. На кого учиться, чтобы выйти из вуза со знаниями и навыками, востребованными не только в современных реалиях, но и как минимум через четыре-шесть лет? Как определить, насколько та или иная профессия будет востребована в будущем? Что может послужить базой для создания списка профессий, которые продолжат быть востребованными и в России и в мире? В нашем спецпроекте эксперты ИСИЭЗ ВШЭ отвечают на эти вопросы через анализ глобальных трендов.
Правила успешного фриланса. Как побеждать в конкурсах на бирже удаленной работы
Шансы фрилансера получить конкурсный контракт могут снижаться до 0,1% и взлетать до 40%. Социологи ВШЭ изучили от чего это зависит. IQ.HSE переложил выводы ученых в инструкцию: как существовать на бирже, чтобы оказываться в выигрыше.
Тест: работа мечты существует? Какие трудовые условия соблазняют миллениалов
HR-специалисты охотятся за молодыми творческими работниками. А те меняют фирмы как денди — перчатки. Почему так происходит? Ольга Котомина из ВШЭ по итогам опроса креативщиков в возрасте 19–35 лет выделила пять характеристик идеального рабочего места. На их основе редакция IQ.HSE составила быстрый тест.
Ярослав Кузьминов — о развитии высшего образования в условиях цифровизации
В течение ближайших 10 — 15 лет рынок труда полностью изменится под воздействием цифровой революции. Чему и как нужно учиться в условиях быстрого обновления профессий и технологий на рынке квалификаций? Как выжить вузам в условиях распада традиционных методик преподавания? Когда ждать появления массовой индивидуализации образовательных траекторий? Ответы на эти и другие вопросы — в лекции ректора НИУ ВШЭ.
Все в семью. Детдома, НКО и приемные семьи о реформе системы защиты детей
В 2012 году в России начались масштабные изменения в работе системы защиты детей, оставшихся без попечения родителей. Они предполагают закрытие существующих детских домов и развитие разных форм семейного устройства. Что о реформе думают чиновники, руководители детских домов, НКО и приемные семьи выяснили социологи Питерской Вышки.