• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Дифференцированный подход к учебной нагрузке

О способах снижения учебно-методической нагрузки преподавателей Высшей школы экономики рассказывает первый проректор НИУ ВШЭ Вадим Радаев.

— Вадим Валерьевич, расскажите, пожалуйста, каковы действующие в ВШЭ основные принципы распределения учебно-методической нагрузки преподавателей?

— По условиям трудового договора, каждый преподаватель, работающий в ВШЭ, обязан выполнять учебно-методическую нагрузку на уровне не ниже установленных нормативов. Но помимо учебной работы у преподавателя есть и другие важные обязанности — исследовательская деятельность, а у многих еще и административная работа. Они отнимают много времени, которое также должно как-то учитываться. Поэтому мы начали более дифференцированно подходить к установлению норм учебной нагрузки и к настоящему времени уже ввели несколько механизмов, позволяющих, на мой взгляд, более эффективно ее распределять.

— Какие конкретно механизмы по снижению учебно-методической нагрузки действуют сегодня в университете? На какие категории сотрудников ориентированы данные механизмы?

— Во-первых, уже несколько лет мы даем возможность нашим молодым коллегам, которые входят в категории группы кадрового резерва «Новые преподаватели» и «Будущие профессора», сократить учебную нагрузку на 25 процентов в расчете на одного человека по сравнению с нормативами без ее перераспределения другим преподавателям. Мы надеемся, что это позволит молодым исследователям уделять больше времени академической работе. Данная возможность распространяется на период членства сотрудника в кадровом резерве.

Следующая «льготная» категория — это преподаватели, выполняющие административные обязанности на своих факультетах и кафедрах. Как известно, административная деятельность — дело хлопотное и отнимающее большое количество времени и сил. В прошлом году был подписан приказ, в соответствии с которым для каждого преподавателя-администратора в зависимости от значимости его обязанностей и величины структурного подразделения установлены различные проценты снижения нагрузки. Пониженные нормативы существовали и раньше, но не все административные позиции были учтены, и главное, снижение нагрузки в этом случае было, как правило, символическим. Сейчас эти нормативы существенно снижены, и мы полагаем, что это справедливо по отношению к коллегам, которые берут на себя нелегкий административный труд.

И, наконец, третий механизм изменений нагрузки связан с количеством и качеством публикаций, что является одним из важнейших критериев оценки преподавателей в нашем университете. В недавно утвержденном Ученым советом НИУ ВШЭ «Порядке установления условий трудовых договоров в части объема учебной нагрузки с претендентами на должности профессорско-преподавательского состава Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"» введен разный принцип расчета учебной нагрузки на основании показателей публикационной активности. Это также кажется справедливым, поскольку исследовательская работа отнимает много времени, и различия между теми, кто ее успешно ведет, и теми, у кого эта работа отсутствует или недостаточна, должны быть.

В связи с этим принято решение, что у преподавателей, имеющих академические надбавки второго и третьего уровней, есть возможность перехода (по личному заявлению) на «исследовательский» трудовой договор, предусматривающий уменьшение аудиторной нагрузки до 75 процентов от существующих нормативов. При этом суммарная нормативная нагрузка кафедры/департамента/факультета также снизится (другим коллегам не придется «отрабатывать» эти дополнительные часы).

Если же коллеги не имеют установленного количества и качества научных публикаций за отчетный период (не включая учебно-методические публикации), но они признаны в качестве хороших преподавателей, и университет хотел бы продолжить с ними сотрудничество, то кадровыми комиссиями при прохождении конкурса ППС могут быть даны рекомендации о заключении с такими преподавателями трудового договора, но с повышением аудиторной нагрузки на 25 процентов. При изменении публикационной активности в лучшую сторону возможен переход с такого «преподавательского» договора на «стандартный» трудовой договор с обычной нагрузкой или «исследовательский» трудовой договор с пониженной нагрузкой. Возможен и обратный переход — от пониженной к стандартной и повышенной нагрузке.

— Если преподаватель входит в разные категории по снижению нагрузки, например, он входит в группу «Будущий профессор», а также является заместителем декана или занимает сразу несколько административных должностей, суммируются ли его вычеты по нагрузке?

— Увы, нет. Снижение нагрузки идет только по одному из критериев, по какому именно — выбирает сам преподаватель.

— В каких официальных документах закреплены данные принципы снижения учебной нагрузки?

— Перечисленные мною принципы и механизмы снижения учебной нагрузки зафиксированы в нескольких документах. Это «Положение о группе высокого профессионального потенциала (кадровом резерве) в Национальном исследовательском университете "Высшая школа экономики"», приказ ректора НИУ ВШЭ от 29.03.2012 года № 6.18.1-06/2903-02 «О снижении учебно-методической нагрузки разных категорий работников профессорско-преподавательского состава Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», выполняющих административные обязанности» и «Порядок установления условий трудовых договоров в части объема учебной нагрузки с претендентами на должности профессорско-преподавательского состава Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"».

 

Людмила Мезенцева, новостная служба портала ВШЭ