Доверяют ли друг другу власть, медиа и люди?
Первый открытый семинар проекта по исследованиям «Цифровые медиа в эпоху пандемии: пересборки пространств, политик и коммуникаций» прошел в департаменте медиа факультета коммуникаций, медиа и дизайна. На мероприятии доклад под названием «Медиа, власть, люди: социальная коммуникация и контрибутивное действие в условиях пандемии COVID-19» представила Светлана Бодрунова, доктор политических наук, профессор Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций СПбГУ.
Пандемия коронавируса, по мнению ряда экспертов, показала, что между властными структурами, СМИ и населением в нашей стране существует низкий уровень доверия. Светлана Бодрунова уверена: такая ситуация сложилась задолго до появления коронавируса.
«В пандемию мы имели последствия этой ситуации, — считает профессор СПбГУ. — Все — медиа, власть и люди — друг другу не доверяют в довольно сильной степени. Если мы посмотрим на цифры, которые приводит Edelman (американское международное агентство по связям с общественностью и стратегическим коммуникациям — прим. ред.), мы видим, что и для доверия медиа, и для доверия власти, и для доверия НКО характерна цифра в 25-34 %. Если мы сравним ее с цифрами Евробарометра, то увидим, насколько разница велика: 60-70 % там против 30-33% у нас».
Именно по этой причине, а также из-за отсутствия информационных, разъяснительных, понятных людям материалов в СМИ, по мнению Светланы Бодруновой, антиковидные меры, которые во многом были масштабными и открытыми, вызывали негативную реакцию у общества.
«Медиа не говорили от лица человека, а в таких ситуациях они должны говорить от имени человека, не только передавать информацию, но и аккумулировать интересы человека и выдавать на гора для того, чтобы задать вопрос [власти и получить ответ на него]. Мне кажется, этого очень сильно не хватало», — поделилась Светлана Бодрунова.
После завершения доклада слушатели онлайн-семинара пообщались со спикером. Один из вопросов задал Станислав Пашков, стажер-исследователь Лаборатории экономико-социологических исследований НИУ ВШЭ, также изучающий поведение медиа: «Если попытаться вашу аналитическую рамку по поводу ковида применить и на экономическую плоскость: насколько экономическая тематика сейчас стоит в стороне, насколько массмедиа используют ее в своей повестке?»
Светлана Бодрунова ответила, что экономическая повестка в медиа стоит отдельного семинара, потому что «вопросы освещения экономики в России тоже имеют существенные искажения». Кроме того, в стране, по мнению спикера, экономические вопросы не разъясняют широким слоям населения.
«У нас есть экономические медиа (РБК, Коммерсант, Ведомости), но они интересны небольшому количеству людей. Например, Financial Times пытается большие вопросы повестки дня рассматривать с экономических позиций и объяснять это так, чтобы многим читателям было понятно, и люди могли бы этим руководствоваться, например, при создании банковских портфелей, инвестиций и т.д.», — ответила Светлана Бодрунова. Она уверена, что диалог об экономике у нас достаточно искажен, потому что в нем участвует государство, задача которого — сохранить устойчивость в плане отсутствия паники, что, безусловно, необходимо. «Люди паникуют, это нормальное свойство, тем более в нашей стране, которая за 35 лет прошла через дичайшие вещи, — отмечает профессор СПбГУ. — Не допустить паники, взвинчивания цен — это история, которую, наверное, медиа могут поддерживать за счет анализа и обсуждений».
При этом, по словам Светланы Бодруновой, проблема кроется и в том, что у общества нет интереса к экономическим реалиям и нет спроса на большую общественно-политическую независимую газету. «Именно в ней и должен происходить дискурс, разговор об экономике», — заключила эксперт.
Илья Кирия, кандидат филологических наук, Ph.D., руководитель департамента медиа факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ
Я считаю, что первый семинар проекта «Цифровые медиа в эпоху пандемии» прошел успешно. Рефлексия по проведенному семинару и по его обсуждению была плодотворной, потому что возник важный для исследования пандемии контекст взаимоотношений трех акторов: аудитории, производителей сообщения и власти, которая для выражения собственной позиции, использует производителей сообщения. Важно также, что проблема доверия в этом треугольнике вышла на передний план обсуждения. Мне кажется, она, в общем, является центральной в исследовании политической коммуникации, устанавливающейся в условиях пандемии и вокруг нее.
В дальнейшем мы планируем провести серию открытых семинаров и лекций в рамках общей темы проекта «Цифровые медиа в эпоху пандемии: пересборки пространств, политик и коммуникаций». Наш проект включает в себя три крупных кластера исследований пандемии: медиасистемы, политические режимы и информационные контуры, вирусная политизация и датификация контента, цифровизация биополитики (подробнее об это можно прочитать на странице проекта).
К диалогу мы приглашаем коллег, которые занимаются проблемами коммуникации и исследованиями медиа в условиях пандемии. Для того, чтобы стать участником следующего открытого семинара, достаточно нам написать или следить за новостями страницы проекта в Facebook.
Кирия Илья Вадимович