Обсерватория образования Вышки сформировала исследовательскую сеть во всех странах БРИКС
Международная инициатива «Обсерватория образования» НИУ ВШЭ, созданная для работы в трех направлениях (экспертиза, аналитика, совместная научная деятельность), завершила формирование исследовательской сети во всех государствах БРИКС. Южно-Африканская Республика стала финальным звеном — Университет Претории и Университет Витватерсранда дополнили команду специалистов из России, Китая, Индии и Бразилии.
Обсерватория образования запущена в конце прошлого года для изучения школ и вузов всех стран БРИКС. Институт образования ВШЭ собрал команду экспертов из пяти государств. Среди них — Лизел Эберсон, президент Международной ассоциации исследователей образования, и Стефани Матселенг Аллаис из ЮАР, известная своими работами по профессиональному образованию.
Проект стал аналитическим центром, который изучает образовательные практики стран БРИКС и предлагает идеи для их улучшения. В отличие от многих исследований, ориентированных на европейские и американские стандарты, обсерватория учитывает особенности стран с развивающейся экономикой, где живет более 40% населения планеты.
«Это большая история. Она включает аналитику, экспертизу, исследования по образованию в странах БРИКС на всех уровнях. Мы договорились, что в 2025 году начнем с темы TVET — среднего профессионального образования. Это самая неопределенная область, потому что в мире нет единого аналога СПО», — рассказал директор Института образования ВШЭ Евгений Терентьев.
СПО оказалось в центре внимания, потому что во всех странах БРИКС не хватает квалифицированных рабочих и технических специалистов. Каждая страна остро в них нуждается. Команда сосредоточится на изучении связей между колледжами и работодателями, а также на региональных особенностях систем профессионального образования.

«Мы ищем не единую линию, которая нас всех свяжет, а наоборот — пространство многообразия, его понимание и систематизацию. Кроме Китая, про который в целом опубликовано достаточно исследований, про Россию, Индию, ЮАР и Бразилию известно очень мало. Это связано с нехваткой качественных текстов и профессиональных площадок для обсуждения», — объяснил Евгений Терентьев.
Сравнительный анализ уже показывает интересные различия между странами БРИКС. В Китае и Индии живет примерно по 1,5 миллиарда человек, но школ в Индии в восемь раз больше. Индия создает учебные заведения в каждом селе для максимальной доступности, а Китай делает ставку на укрупнение образовательных центров для эффективного управления.
Обсерватория будет работать в трех направлениях: регулярные экспертные семинары, ежегодные аналитические доклады и совместные научные исследования. Участники формируют устойчивую сеть для постоянного обмена опытом и проведения сравнительных исследований.