«Без эффективного образования мы не сможем эффективно развивать экономику»
В Москве начал работу Пятый Профессорский форум, тема которого — «Наука и образование в условиях глобальных вызовов». Новый взгляд на академическую мобильность, значение наукометрии, будущее университетской кооперации, роль вузов в обеспечении технологического суверенитета — в числе тем для обсуждения. В работе форума принимают участие представители научно-образовательного сообщества, ректоры вузов, в том числе ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов.
Владислав Гриб
«В рамках пятого, юбилейного Профессорского форума мы впервые за три года встречаемся в очном формате. Личное общение, по которому все мы так соскучились, действительно имеет большую значимость для нашего сообщества: это связи и деловые контакты — как вертикальные, так и горизонтальные», — сказал председатель Российского профессорского собрания, заместитель секретаря Общественной палаты РФ Владислав Гриб, открывая мероприятие. Он также подчеркнул, что «форум дал импульс для форумов экономических, медицинских, педагогических, химических, которые проходят раз в два года в Ярославле, Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге и других городах».
Владимир Филиппов
Владимир Филиппов, председатель Наблюдательного совета Российского профессорского собрания, президент Российского университета дружбы народов, председатель ВАК при Минобрнауки России, в свою очередь отметил: «Из года в год наш союз крепчает — это видно по работе, по его наполнению». Одна из основных задач на сегодня, которую необходимо обсудить, — «как укреплять региональные отделения».
«Высшая школа развивается и уверенно идет вперед, несмотря ни на что, — заявил министр науки и высшего образования Валерий Фальков. — Если говорить о нашем взаимодействии с форумом, то 5 лет — достаточный срок, чтобы сказать: площадка состоялась, она популярна и востребована». Многое из того, что обсуждается здесь, продолжил он, «идет в работу». Он полагает удачным выбор темы форума — «Наука и образование в условиях глобальных вызовов». Вызовы существуют всегда, но надо признать, что, даже в сравнении с 2020-м, ковидным годом, 2022 год особенный, отметил министр. События этого года, по его словам, заставляют иначе посмотреть на то, что делалось ранее. Необходимо сделать акцент на развитии внутрироссийской академической мобильности считает Валерий Фальков. Нужно также проанализировать и восполнить упущения, включив в процесс новые страны, регионы. Российское образование необходимо продвигать в Латинской Америке, Юго-Восточной Азии и крупнейших странах-партнерах, таких как Китай.
Валерий Фальков
Наукометрия и цитирование в российских и зарубежных научных журналах необходимы, но от науки ждут сегодня конкретных разработок, признает министр. «Очевидно, что наукометрия останется, и цитирование в научных журналах необходимо, ибо каждый исследователь жаждет быть признанным в хорошем смысле этого слова, причем как в России, так и за рубежом, — пояснил Валерий Фальков. — Это правильное желание, и мы должны этому способствовать, развивая, конечно, в первую очередь наши журналы, продвигая наши журналы в мире. Но при этом мы понимаем, что сегодня и от университетов, и от исследовательских институтов в первую очередь ждут конкретных технологий, продуктов и сервисов».
Вице-премьер российского правительства Дмитрий Чернышенко, приветствуя участников форума, подчеркнул, что ключевая задача сегодня — это обеспечение технологического суверенитета — как в научно-технологическом развитии, так и в подготовке высококвалифицированных кадров.
Дмитрий Чернышенко
«Вся эта работа невозможна без участия преподавателей и наставников. Наши университеты станут драйвером развития инноваций в регионах и обеспечат развитие кадрового потенциала и технологической независимости страны», — уверен он.
«Для обеспечения экономики высококвалифицированными кадрами правительство выделило дополнительно 30 тысяч мест в магистратуру на приоритетные направления, прежде всего на программы подготовки инженеров», — отметил Дмитрий Чернышенко.
Вице-премьер также напомнил, что для развития инженерного образования в этом году создано 30 передовых инженерных школ совместно с ведущими технологическими компаниями. Первые специалисты для ключевых отраслей экономики будут выпущены уже в 2024 году.
Александр Шохин, председатель Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям, президент Высшей школы экономики, глава РСПП, рассказал об адаптации российского бизнеса к новым условиям. Профессорское собрание — состоявшийся институт, который вносит свой вклад в подготовку высококвалифицированных кадров, отметил он. Россия оказалась в уникальной ситуации, «когда черных лебедей прилетает больше, чем белых», и эти вызовы требуют таких же уникальных ответов, и без поддержки научно-образовательного сообщества не обойтись, подчеркнул также Александр Шохин.
Александр Шохин
Он отметил, что у российского бизнеса высокая адаптивная способность к сложным ситуациям, а мрачные экономические прогнозы, сделанные весной 2022 года, не оправдались. Это связано в том числе с тем, что правительство и законодатели своевременно приняли адекватные меры — и антикризисные, и системные. Спад экономики по итогам года прогнозируется на уровне 3%, инфляция — 12–13%, безработица ожидается на исторически низком уровне, отметил Александр Шохин. Все это не означает отсутствия проблем. Индекс деловой активности РСПП еще не вернулся в позитивную зону. По его словам, октябрьские показатели оказались несколько ниже сентябрьских, и очень важно, чтобы снижающаяся траектория не продлилась в следующем году. Большинство экспертов предполагает продолжение спада в экономике в следующем и выход на траекторию роста в 2024 году.
Ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов, возглавляющий Общественный совет при Рособрнадзоре, в своем выступлении подчеркнул, что в нынешних условиях важно расширять взаимодействие с университетами дружественных государств, в том числе стран БРИКС. Нужно обучать специалистов, которые понимают специфику рынков, бизнеса, культуры этих регионов, делать так, чтобы таланты из этих стран приезжали в нашу страну. «К 2020 году Россия занимала седьмое место в мире по численности иностранных студентов, за семь лет этот показатель вырос на 78%», — отметил ректор Вышки. Если взять топ-10 стран мира по численности населения, помимо США, то останутся дружественные России страны. По убеждению Никиты Анисимова, с ними нужно выстраивать серьезные отношения, в том числе в образовании. Сохранение глобальности отечественной науки, мягкой силы, образовательной экспансии нашей страны остаётся важной задачей.
Никита Анисимов
«Сейчас нужно не только брать востоковедение, африканистику в качестве акцента, но и выстраивать партнерские отношения с университетами стран БРИКС… Нужно, чтобы таланты из этих стран ехали в нашу страну и развивали нашу экономику», — уверен ректор НИУ ВШЭ.
По его словам, внутри России много возможностей для кооперации и взаимодействия. Ректор упомянул, в частности, о программе «Университетское партнерство» Высшей школы экономики, которая дает возможность преподавателям, профессорам региональных вузов быть на передовом крае науки. «Я недавно посетил Луганск, был на заседании Совета ректоров Луганской Народной Республики. Я вам честно скажу, это такое преподавательское братство», — рассказал Никита Анисимов.
«Без эффективного образования мы не сможем эффективно развивать экономику. Наши студенты — это ребята, которым строить завтрашнюю Россию», — добавил ректор Вышки. Он также убежден в том, что преподавателям, администраторам вузов стоит уделять внимание воспитанию интереса у талантливых студентов к профессорской карьере. Важно не упустить таких звездочек, резюмировал он.
В течение трех дней Пятого Профессорского форума на 25 секциях выступят более 1500 профессоров, академиков, деканов и ректоров. В рамках форума обсуждаются как вопросы науки и образования, так и глобальные вызовы и задачи, стоящие сегодня перед нашей страной: социальные, экономические, научно-технологические.
Вам также может быть интересно:
Президент ВШЭ Александр Шохин провел заседание секции Профессорского форума
Новации в банкинге и финансах, циркулярная экономика как новый формат экономического развития, экономическое образование в России, профквалификация — такие вопросы стали предметом обсуждения на секции «Экономические науки» Профессорского форума — 2021 «Наука и технологии XXI века: тренды и перспективы». Заседание провел президент НИУ ВШЭ, глава РСПП Александр Шохин.
Президент НИУ ВШЭ Александр Шохин удостоен награды Минобрнауки России
Медаль Министерства науки и высшего образования РФ «За вклад в реализацию государственной политики в области образования» вручена президенту НИУ ВШЭ, главе Российского союза промышленников и предпринимателей Александру Шохину в рамках Профессорского форума — 2021. Награду вручил министр науки и высшего образования Валерий Фальков.
Научный руководитель ВШЭ предложил создать систему привлечения и закрепления в науке талантливой молодежи
В Москве начал работу Профессорский форум «Наука и технологии в XXI веке: тренды и перспективы», приуроченный к пятилетию Российского профессорского собрания. На пленарном заседании 27 сентября выступили руководители федеральных органов власти, представители бизнеса, научных организаций и ведущих вузов. Высшую школу экономики представлял ее научный руководитель Ярослав Кузьминов.