А у вас есть уникальная идея?
20 января на факультете бизнес-информатики ГУ-ВШЭ состоялась лекция президента группы компаний HeadHunter Юрия Вировца "Опыт создания успешного job-сайта в Рунете. От стартапа до группы компаний".
Мастер-класс прошел в рамках научного магистерского семинара "Электронный бизнес" кафедры "Инновации и бизнес в сфере ИТ" и программы профессиональной переподготовки "Менеджмент в сфере электронного бизнеса и интернет-проектов" Высшей школы бизнес-информатики.
Юрий Вировец поделился со слушателями секретами успеха в создании job-сайтов, отметив, что существуют разные способы их организации. Базовая модель проста: все бесплатно для соискателя — деньги взимаются лишь с работодателя. На Западе, как правило, job-сайты берут деньги за публикацию вакансий или продают доступ к базе данных. Кстати, на Западе денег на продаже информации делается намного меньше, чем в России. Например, в Израиле и Бразилии существуют экзотические модели зарабатывания на соискателях: соискатель не разменивается на поиск вакансий по сайтам, а получает централизованный доступ к базе данных интересующего региона примерно за 10 долларов.
Секрет успеха НН
В первую очередь, стоит учесть тот факт, что цена на интернет-продукт никак не связана с его себестоимостью, подчеркнул Ю. Вировец. Любой успешный интернет-проект начинается с того, что его создатели осознают потребность на рынке, требующую удовлетворения. Это ключевой фактор успеха, если потребность угадана точно. На первых порах люди простят и плохой интерфейс и падающий сайт, если сайт попал в точку. И прежде чем начинать интернет-проект, надо понимать какую потребность будет удовлетворять данный сайт. "Другое дело, что нужен еще и большой процент удачи и везения", — добавил Ю. Вировец.
Например, никто не мог предугадать огромный успех контекстной рекламы и социальных сетей. Как правило, любой успешный интернет-проект начинается еще и с того, что создатели удовлетворяют свою личную потребность: большинство успешных проектов появилось именно таким образом. Что касается источников финансирования, то, по мнению Ю. Вировца, они могут быть совершенно неожиданные, "если есть достаточно самоуверенности и наглости — деньги появятся сами".
"Начиная наш проект, мы осознавали, что имеет место следующая проблема: на существовавших на тот момент job-сайтах соискатели, претендующие на высокую позицию, боятся выкладывать резюме в открытый для всех доступ, — сказал президент HeadHunter. — В первую очередь потому, что они озабочены проблемами конфиденциальности, а существующие сайты не могли ее обеспечить. Вакансий топ-уровня в интернете не было, и у нас возникла идея: нужно сделать технологическую среду, позволяющую сохранить конфиденциальность, но чтобы все имели возможность публиковать резюме под своими именами".
Юрий Вировец |
Инвестиции и партнерства
Еще одним фактором успеха является непоколебимая вера в победу. И она должна сопровождаться действиями — следует быть готовым вкладывать в сайт свои деньги и время. Чужие деньги проедать легко и приятно, зато когда делаешь проект на свои — это гораздо надежнее. Сайтов, которые были сделаны на деньги инвесторов, а потом испарились, — не счесть. Если человек собирается чем-то таким заниматься, нужно оценить свою готовность подкрепить эту веру материально, достав средства из своего кармана.
Что касается партнерских отношений, то следует заметить, что любые он-лайн партнерства вещь очень сложная: рано или поздно наступает конфликт интересов. Поэтому, начиная любой интернет-проект надо сразу определять сферы деятельности и ответственность, причем фиксировать это письменно. Партнерства, с одной стороны, опасны, но с другой — необходимы. Соответственно, нужно развивать коммуникативные навыки и всегда быть готовым к компромиссам.
Для интернет-компании очень важно соблюдать юридическую чистоту домена, т.к. домен является основным активом. Например, собрались два студента в гараже, придумали идею, зарегистрировали домен на одно физическое лицо, потом поругались и второй остался ни с чем. "Если говорить о партнерстве в интернете, то наша история показывает, что без партнерств не обойтись, — сказал Ю. Вировец. — Существует огромное количество успешных сайтов, которые выросли, работая на трафике больших порталов. Но в партнерстве с ними есть очень большой риск, что самостоятельный и успешный ранее проект будет "убит", став проектом второго или третьего уровня в крупной компании. Поэтому, постарайтесь никогда не работать на проектах-"аутсайдерах" — нет ничего губительнее для карьеры и для самооценки".
Коммерческая политика компании
Успешность политики компании во многом зависит от правильной отстройки процесса продаж. В принципе это то, на чем стоит любая компания. Но в интернет-продажах часто невозможно прогнозировать, поэтому другая важная сторона — это финансы и бухгалтерия. В электронной коммерции слабо развито законодательство и все операции с электронными деньгами между юридическими лицами по сути вне закона. Желательно, чтобы с самого начала в финансовой сфере все было максимально "чисто".
Общеизвестно, что важнейший элемент коммерческой политики — ценообразование. Однако фокус в том, что ценообразование в интернете никак не связано с себестоимостью! Не секрет, что цена для клиента — это себестоимость плюс "маржа". Но в интернете, подчеркнул Ю. Вировец, данная модель, как правило, не работает. В ценообразовании единственной точкой опоры являются цены конкурента, к которым и существует привязка. "Наша политика ценообразования строится на принципе платежеспособности клиента, отметил президент HeadHunter. — Он платит столько, сколько готов заплатить".
Понятно, что нельзя недооценивать и маркетинг. Создавая сайт, нужно в первую очередь думать, как его оптимизировать, как он будет "искаться". Оптимизация и контекстная реклама — основной хлеб маркетинга.
При создании бизнеса неизменно возникает вопрос стратегии и соответствующей рекламной политики. Придется думать о миссии бренда: за брендом должна стоять "история", некий месседж, который вы хотите сообщить людям. Безусловно, еще один важный элемент маркетинговой политики и PR — это правильные статьи и упоминания в прессе, позиционирование, нестандартное продвижение. Следует помнить, что бизнес делается не в интернете, а в головах у людей. Твоя позиция в бизнесе сильна настолько, насколько сильно засел в головах у людей твой бренд.
По окончании лекции президент HeadHunter ответил на вопросы аудитории.
— Как формируется структура ваших доходов? Это открытая информация?
— Да, открытая. Сейчас наша структура доходов складывается таким образом: 60 процентов — доступ к базе данных резюме, 35 процентов — продажа и публикация вакансий, 5 процентов — услуги.
— Какие инструменты маркетинговой политики для вас оказались самыми успешными?
— На разных этапах роста кампании это были правильные статьи и упоминания в прессе, позиционирование, нестандартное продвижение. В самом начале хорошо работали флаерсы. Вложения в телевизионную рекламу для интернет-компаний не оправданы. Хотя следует признать, что до сих пор голубой экран имеет самое большое влияние.
— По вашей оценке, какие профессии, отрасли меньше всего пострадали от кризиса?
— Медицина, фармакология, спорт, фитнесс. И плюс по-прежнему нужны, например, веб-разработчики и веб-дизайнеры.
— Как искать идеи и как предлагать их инвесторам?
— Тут три варианта:
- есть некоторый проект на Западе, а у нас такого нет, и вы знаете, как его адаптировать;
- есть некоторый работающий проект в России, и вы знаете, как его сделать лучше;
- у вас есть уникальная идея!
— Что происходит с мировым рынком электронного рекрутмента? Какие ресурсы вы посоветуете?
— Американская ведущая тройка www.moster.com, www.careerbuilder.com, www.hotjobs.com, английский — www.totaljobs.co.uk, континентальные: www.stepstone.de — немецкий, www.keljob.com и www.cadremloi.fr — французские. Среди азиатских — www.jobsdb.com, крупнейший индийский — www.naukri.icom. Китайские — www.51job.com, www.chinahr.com, www.zhaopin.com. Вертикальный поиск — www.Simplyhired.com, www.indeed.com. Рекомендательные сервисы — zubka.com, www.jobtonic.com; социальная сеть, зарабатывающая на подборе топ-менеджеров — www.linkedin.com.
Юлия Таратухина, Екатерина Лобза
Вам также может быть интересно:
Все научные интернет-проекты Вышки собраны на одном сайте
Архив Мандельштама, Определитель языков России, «Facebook прошлого» — всего около полусотни профессиональных порталов, электронных словарей и баз данных, созданных учеными Вышки. Инициатива по формированию банка таких ресурсов получила название «Проект HSE».
Студенты факультета компьютерных наук прошли практику в Facebook
Cтуденты бакалавриата факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ Илона Папава, Роман Александров и Павел Белов в течение трех месяцев проходили стажировку в штаб-квартире компании Facebook (Менло-Парк, США). Как они получили эту возможность, в чем заключались их обязанности в компании и какое впечатление на них произвел Марк Цукерберг, они рассказали новостной службе ВШЭ.
«За время учебы я завершила более десятка интернет-проектов»
Идет прием на программу профессиональной переподготовки «Менеджмент в сфере электронного бизнеса и интернет-проектов» Высшей школы бизнес-информатики НИУ ВШЭ. Выпускница программы Ирина Поддубная рассказывает о своей учебе на программе, карьере и специфике интернет-маркетинга в Сибири.
«Меня в компании называли питбулем, за настойчивость»
Мария Зелковская, менеджер проектов компании «Эрнст энд Янг», рассказывает, к чему нужно быть готовым начинающему менеджеру проектов, и дает советы по выбору первого места работы.
«О любом интернет-проекте я думаю как о бизнесе»
Жанна Долбнева, выпускница программы профессиональной переподготовки «Менеджмент в сфере электронного бизнеса и интернет-проектов» Высшей школы бизнес-информатики ВШЭ рассказывает о возможностях профессионального роста после окончания программы.
Религия влияет на способ поиска работы
Конфессиональная принадлежность влияет на процедуру поиска и выбора работы. Представители одной конфессии делают ставку на профессиональные навыки, другой — на презентабельную внешность, третьей — на силу протекции. Исследование Екатерины Александровой и Елены Калабиной.
ВШЭ запускает интернет-проект «Институт прецедента»
Сайт посвящен роли судов в развитии права и будет способствовать интеграции российской судебной практики и науки в международную информационную среду.
«И я обратился за помощью к своим студентам»
В широком прокате завершается показ анимационного фильма «Три богатыря на дальних берегах», над продвижением которого в интернете активно работали студенты ВШЭ. Об этом рассказали преподаватель факультета бизнес-информатики ВШЭ, гендиректор компании «ИнтелГрупп» Евгений Зараменских, и студенты-участники проекта.
«Джунгли», где изучают язык
В 2008 году на портале ВШЭ было опубликовано интервью с Айнуром Абдулнасыровым, тогда — студентом 4-го курса факультета экономики ВШЭ и основателем компании «Клуб носителей языка». Сегодня Айнур — основатель и руководитель одного из самых больших и востребованных в России онлайн-сервисов по изучению иностранных языков LinguaLeo.
«Мы учились с утра до вечера»
Ольга Нечаева, студентка первого курса магистерской программы «Экономика» факультета экономики ВШЭ, недавно прошла стажировку по предпринимательству в Babson College (США).