«Нашим студентам посчастливилось пообщаться со специалистами высочайшего уровня»
В рамках проекта «Цифровые профессора» цикл онлайн-лекций, посвященных изучению эфиопских рукописей, для первокурсников Института классического Востока и античности (ИКВИА) ВШЭ провели преподаватели Гамбургского университета Денис Носницин и Магдалена Кшижановская. В интервью новостной службе портала они рассказали о своих исследованиях, о подходах к преподаванию и поделились впечатлениями по итогам занятий.
— Расскажите о своей научной работе. Какие темы вы изучаете?
Денис Носницин: Я занимаюсь исследованиями в области эфиопской и эритрейской книжной культуры. Изучаю литературу на семитских языках Эфиопии и Эритреи: геэз, амхарский, тигринья.
Магдалена Кшижановская: Я лингвист, и основной объект моих исследований — cовременный амхарский язык. Также интересуюсь старой и новой амхарской литературой, изучаю отдельные аспекты рукописной культуры Эфиопии и Эритреи.
Мы оба являемся сотрудниками Центра эфиопских исследований имени Иова Лудольфа — подразделения Гамбургского университета. У этого центра установлены партнерские отношения с Институтом классического Востока и античности Высшей школы экономики.
— У вас уже был опыт работы со студентами ВШЭ?
Д.Н.: Нет, такого опыта не было. Идея прочитать студентам цикл лекций возникла благодаря сотрудничеству с коллегой из Института классического Востока и античности Марией Булах, с ней мы знакомы много лет. В этом году в НИУ ВШЭ открылась новая образовательная программа «Эфиопия и арабский мир», и материал, который мы могли предложить в рамках нашего курса “Introduction to Ethiopic manuscript studies”, полностью соответствовал ее тематике.
Мы сотрудничаем с разными учебными заведениями в разных странах и с удовольствием приняли приглашение поработать со студентами ВШЭ. Наш курс продолжался две недели и был рассчитан на 12 занятий.
— Почему вы читаете этот курс совместно?
М.К.: Мы специализируемся на разных темах, которые рассматриваются в рамках этого курса. Но вообще для нас это первый опыт совместной преподавательской работы. Наличие двух лекторов, каждый из которых имеет свой стиль, свою манеру общения, безусловно, облегчает восприятие материала и помогает заинтересовать студентов.
Мы планировали приехать в Москву для проведения занятий, в том числе семинаров по каталогизации рукописей, и в этих семинарах предполагалось участие двух преподавателей. Пандемия внесла свои коррективы, все пришлось делать онлайн.
— Каковы, на ваш взгляд, преимущества и недостатки онлайн-обучения?
Д.Н.: Познакомиться и установить контакт со студентами несколько сложнее. В остальном же образовательный процесс остается таким же, как и раньше, и у нас сложилось очень позитивное впечатление по итогам работы со студентами ВШЭ.
Елизавета Бакуменко, студентка первого курса бакалаврской программы «Эфиопия и арабский мир»
Курс “Introduction to Ethiopic manuscript studies” был очень интересным и информативным. Преподаватели подробно рассказали про специфику манускриптологии, всегда отвечали на возникающие вопросы, и мы даже успели немного поработать с манускриптом. Онлайн-формат мне показался вполне удобным, тем более что пары были каждый день, и, по-моему, мы получили знания такого же качества, как если бы занятия проводились очно.
Преподаватели читали лекции на доступном английском, общаться с ними было легко, хотя, если честно, я немного стеснялась. У каждого из них своя специализация, так что была возможность рассмотреть предмет с разных сторон.
— Согласитесь, изучение Эфиопии — очень экзотическое направление. Что, на ваш взгляд, необходимо, чтобы добиться в нем успеха?
М.К.: Обучение востоковеда или африканиста — довольно сложный и длительный процесс, и результат зависит от многих обстоятельств, в первую очередь от самого студента. Можно много говорить о том, как растет интерес к Востоку и как востребованы эти специалисты, но наше направление никогда не привлечет большого числа студентов, подготовка здесь всегда будет эксклюзивной, штучной.
Мы же, в свою очередь, постарались внести свой небольшой вклад в подготовку студентов ВШЭ, рассказав им об определенных аспектах культуры христианской Эфиопии и Эритреи. Надеюсь, наши лекции нашли у них позитивный отклик и укрепили их интерес к выбранной специальности.
Мария Булах, академический руководитель образовательной программы «Эфиопия и арабский мир»
Опыт привлечения «цифровых профессоров» для чтения цикла лекций по манускриптологии Эфиопии оказался весьма ценным для наших студентов. Эфиопистика — довольно узкая специальность, и во всем мире не так уж много людей, сочетающих богатый педагогический опыт и практические навыки, приобретенные в ходе многочисленных полевых работ в данном регионе.
Так что нашим студентам посчастливилось уже на первом году обучения пообщаться со специалистами высочайшего уровня — Денисом Носнициным и Магдаленой Кшижановской. Они являются настоящими энтузиастами своего дела и, надеюсь, смогли заразить их своим интересом к Эфиопии. Лекции были успешно объединены в единый, хорошо спланированный цикл.