В магистратуре ВШЭ будут обучать по новому образовательному стандарту
Ученый совет университета утвердил образовательный стандарт магистратуры ВШЭ, главная особенность которого – расширение возможностей выбора для студентов. Магистерская программа может состоять из нескольких треков, за каждый из которых будет отвечать академический наставник – новая ключевая фигура в образовательном процессе.
ВШЭ как национальный исследовательский университет имеет право на самостоятельные (оригинальные) образовательные стандарты, требования которых должны быть не ниже ФГОС – федеральных государственных образовательных стандартов. Университет воспользовался этим правом и первые самостоятельные стандарты запустил в 2013\14 учебном году. Ровно год назад Ученый совет одобрил новую версию образовательного стандарта бакалавриата, задающего возможность построения различных вариативных моделей подготовки. Теперь настало время для обновления стандарта магистратуры.
Как рассказал проректор ВШЭ Сергей Рощин, сейчас в университете действуют образовательные стандарты магистратуры по 40 направлениям. Новый стандарт станет единым для всех направлений, фиксируя рамочные позиции магистерской подготовки в университете в целом. Определение профессиональных компетенций и видов профессиональной деятельности, ключевых образовательных результатов, а также набор рекомендуемых студентам дисциплин делегируются на уровень образовательных программ. В соответствии со стандартом в магистратуре будет допустима вариативность мейджора – набора курсов, определяющего ядро профессиональной подготовки, и в этом отличие от бакалавриата, где мейджор остается унифицированным для нескольких образовательных программ, объединенных направлением подготовки.
Сергей Рощин, проректор ВШЭ
Благодаря новому стандарту предстоит расширить спектр вариативных траекторий обучения, инициируемых как академическими руководителями, так и студентами. Потребность в этом велика, поскольку магистратура по определению является гораздо более вариативным уровнем подготовки, чем бакалавриат, и даже в рамках одного направления или в рамках одной образовательной программы будут возможны самые разные комбинации компетенций. Новый стандарт должен помочь совершить «проектный поворот» – усилить проектную составляющую в магистерских программах ВШЭ, привлечь к работе со студентами коллег, занимающихся исследовательской, экспертной и аналитической деятельностью.
Новая модель обучения студентов содержит несколько ключевых новаций. Прежде всего, в одной магистерской программе может быть несколько треков – общего, прикладного или исследовательского характера. Модульная структура обучения сохраняется, каждый студент обучается по индивидуальному учебному плану, выбирая дисциплины из общеуниверситетского пула – единого не только для всех предметных направлений, но и для всех четырех кампусов ВШЭ. Бурное развитие дистанционных технологий в период пандемии лишний раз подтверждает возможность формирования такого пула, а для обеспечения выбора и поддержки всех участников образовательного процесса разработают специальные цифровые сервисы.
Наряду с академическим руководителем и научными (проектными) руководителями выпускных работ (проектов) студентов, в реализации магистерских программ с различными треками примут участие академические наставники. Каждый наставник руководит развитием одного трека, проводит или курирует «семинар наставника», играет ключевую роль в консультировании студентов по вопросам формирования индивидуального учебного плана, равно как и компетенций, которые студент должен приобрести в рамках данного трека. С учетом появления наставников роль академического руководителя магистерской программы может быть скорректирована.
Как отметила Мария Лытаева, руководитель комиссии Ученого совета по основным образовательным программам, образовательный стандарт – широкая рамка, задающая вектор развития магистратуры ВШЭ, а детали уточнят в процессе его реализации. По мнению Юлии Лежниной, возглавлявшей рабочую группу по доработке проекта стандарта, получившийся документ – это лицо магистратуры Вышки. Он не только расширяет свободу академического сообщества университета при конструировании образовательных программ, но и дает возможность ее представления за пределами ВШЭ.
Полномасштабное внедрение нового образовательного стандарта запланировано на 2022\23 учебный год, а в 2021\22 учебном году предстоит пилотный этап. Список магистерских программ, участвующих в пилотном этапе, определится в середине декабря этого года.
Вам также может быть интересно:
«Наш центр — большой межподразделенческий проект»
На апрельском заседании Ученого совета НИУ ВШЭ подвели итоги работы НЦМУ «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала» в 2020–2023 годах и представили планы на будущее. С презентацией выступила проректор НИУ ВШЭ, инициатор создания НЦМУ Лилия Овчарова. Она, в частности, рассказала, что в работе центра участвуют 25 подразделений Вышки, свыше 2 тысяч молодых исследователей и студентов прошли в нем обучение. Роспатентом зарегистрировано 22 результата интеллектуальной деятельности (РИД), подготовлено 28 образовательных продуктов.
На первом заседании нового Ученого совета были рассмотрены технологические приоритеты страны
27 марта состоялось первое заседание Ученого совета НИУ ВШЭ в новом составе. На нем был одобрен перечень и состав комиссий, которые осуществляют предварительное рассмотрение вопросов перед их включением в повестку дня. Кроме того, участники заседания рассмотрели технологические приоритеты России и наметили пути участия коллективов университета в решении задач технологического развития.
В марте в Вышке будет сформирован новый состав Ученого совета
28 февраля состоялось заключительное заседание Ученого совета НИУ ВШЭ в его действующем составе. Срок его полномочий истекает, 19 марта пройдет конференция работников и обучающихся НИУ ВШЭ, на которой состоятся выборы, и уже к концу марта будет сформирован новый состав Ученого совета на пятилетний срок.
«Жизнь университета в партнерстве с искусственным интеллектом»
Высшая школа экономики — один из лидеров в ИТ-образовании и исследованиях в области искусственного интеллекта (ИИ). Благодаря этому недавно был получен самый большой грант программы «Приоритет-2030». Интеграция образования с технологиями ИИ должна стать стратегическим направлением развития университета на ближайшие пять лет. Какие изменения в связи с этим предстоят в Вышке, как они отразятся на студентах и преподавателях, обсудили на заседании Ученого совета НИУ ВШЭ 20 декабря.
Итоги приемной кампании 2023 года обсудили на заседании Ученого совета ВШЭ
25 октября состоялось заседание Ученого совета НИУ ВШЭ, на котором были подведены итоги приемной кампании 2023 года по программам бакалавриата и магистратуры в офлайн- и онлайн-форматах. По сравнению с прошлым годом выросло количество абитуриентов во всех четырех кампусах Вышки. Средний балл ЕГЭ поступивших в НИУ ВШЭ на бюджетные места составил 94,7 балла.
Развитие ФКИ ВШЭ обсудили на заседании Ученого совета Вышки
1 марта в корпусе на Покровском бульваре состоялось заседание Ученого совета НИУ ВШЭ. В центре внимания оказалось развитие факультета креативных индустрий. На заседании также прошел конкурс на замещение должностей профессорско-преподавательского состава в форме тайного голосования.
«Сделать это можно только командой»: 30 лет назад был утвержден первый состав Ученого совета НИУ ВШЭ
1 декабря 1992 года в Высшей школе экономики был издан приказ №1, утвердивший состав Ученого совета университета. В него вошли 16 человек, в том числе председатель — научный руководитель ВШЭ Евгений Ясин и его заместитель — директор-организатор ВШЭ Ярослав Кузьминов. Первое заседание Ученого совета состоялось спустя две недели.
Ученый совет НИУ ВШЭ подвел итоги кампании по академическим надбавкам 2022 года
Также были подведены итоги Конкурса лучших русскоязычных научных и научно-популярных работ работников НИУ ВШЭ в 2022 году и реализации Программы привлечения российских постдоков в НИУ ВШЭ для выполнения научных проектов в 2021/22 учебном году. Доклады по всем трем вопросам сделал проректор НИУ ВШЭ Дмитрий Дагаев.
Ученый совет подвел итоги приемной кампании в НИУ ВШЭ
Высшая школа экономики впервые вышла на второе место по среднему баллу абитуриентов, зачисленных в бакалавриат на бюджет. Реализация концепции «Четыре кампуса — один университет» привела к росту числа абитуриентов и качества приема в региональных кампусах. Прием на онлайн-программы вырос более чем на 50%. Несмотря на некоторое сокращение числа иностранных абитуриентов в силу внешних факторов, удалось сохранить селективность при их наборе. Среди стран, откуда в магистратуру НИУ ВШЭ поступило больше всего студентов, лидирует Китай.
Состоялось последнее в этом учебном году заседание Ученого совета НИУ ВШЭ
Впервые за два с лишним года заседание прошло в очном формате. В нем приняли участие министр просвещения РФ Сергей Кравцов и вице-президент компании VK Дмитрий Смыслов, были рассмотрены прорывные проекты университета в области инженерии и искусственного интеллекта, избраны новые заслуженные профессора и ординарные профессора НИУ ВШЭ.