Победители конкурса «Школа навыков XXI века» изменят российское образование
До 15 марта 2017 года (включительно) принимаются заявки на конкурс «Школа навыков XXI века», который проводят Институт образования ВШЭ и Благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в будущее». Цель конкурса — поддержать лучшие идеи и практики общего образования, благодаря которым у детей формируются востребованные в современном обществе навыки. Среди призов — грант, зарубежная стажировка и приоритетное предложение по поступлению в магистратуру Института образования ВШЭ.
Сегодня большинство конкурсов в образовании оценивают достижения людей, будь то учитель, директор школы, преподаватель техникума или даже школьные команды, а результаты их труда оказываются за рамками подобных состязаний. «Школа навыков XXI века» — это конкурс не личностей, а образовательных продуктов, то есть программ и моделей организаций, благодаря которым у детей формируются навыки XXI века, — подчеркивает научный руководитель Центра развития лидерства в образовании ВШЭ Анатолий Каспржак. — Причем процесс их формирования не должен быть стихийным».
О каких навыках XXI века идет речь? В научных и публицистических статьях можно найти описания множества навыков, необходимых для успешной жизни в современном обществе и в обществе будущего. В их числе, например, информационная компетентность, креативность, способность к анализу и прогнозу, сотрудничество в виртуальном пространстве, лингвистическое и культурное многоязычие и другие. По мнению Анатолия Каспржака, список навыков всегда будет открыт, в нем всегда чего-то будет не хватать. Поэтому и конкурс открыт для идей, замыслов, практико-ориентированных предложений.
«Когда мы общаемся с коллегами из школ, они часто озадачены «правильными рецептами» работы, — говорит директор Дирекции общего образования ВШЭ Сергей Калашников. — Конкурс как раз и призван выявить, показать, «подсветить», поддержать с помощью экспертного сообщества находки, которые уже есть в практике управления».
В конкурсе предусмотрено 4 номинации — 2 для идей, 2 для уже реализованных проектов. Можно представить образовательную программу (идею или проект) в сфере общего или дополнительного образования детей, то есть способы формирования навыков у школьников и набор инструментов, позволяющих доказать, что навыки сформированы. Другой вариант — представить образовательную модель (также идею или проект), то есть набор управленческих практик, ориентированных на достижение навыков XXI века. В ходе вебинара, посвященного конкурсу, на вопрос, будет ли принят на конкурс проект по улучшению школьной инфраструктуры, — например, надстройка 4-го этажа, — Анатолий Каспржак ответил: «Если вы докажете, что с ее помощью у учеников будут сформированы навыки XXI века, то будет».
Предполагается, что сообщество участников конкурса с каждым годом будет расти, превращаясь в пространство для обсуждения ключевых проблем российской школы
Конкурс состоит из нескольких этапов. До 15 марта необходимо подать заявку с описанием идеи проекта, презентацией программы (модели). Форму заявки можно заполнить на сайте конкурса. Из представленных проектов будет отобрано 40 — по 10 в каждой номинации, после чего состоится конкурс портфолио, на котором участники должны будут представить более подробную информацию о проекте — эссе и видеоролик, объяснив, в чем его целесообразность, возможность тиражирования, привлекательность для потребителей и другое. Оценивать заявки участников конкурса будут не только специалисты из сферы образования, но и практики, а также потребители образовательных услуг — родители и даже школьники.
В финал пройдут 12 проектов — по 3 в каждой номинации. Предполагается, что конкурс станет ежегодным, а финалисты войдут в его экспертную группу. Таким образом, сообщество участников конкурса с каждым годом будет расти, превращаясь в пространство для обсуждения ключевых проблем российской школы. Сверхзадача конкурса — формирование сети практиков в сфере образования, которые работают по-новому, формируя у детей необходимые навыки. Эти люди, собравшись вместе, смогут изменить российское образование. «Все живое растет снизу, — считает директор Центра развития лидерства в образовании Павел Сергоманов. — Организаторы конкурса берут на себя роль садовника, который поливает красивые цветы».
Победители конкурса получат гранты Благотворительного фонда или смогут пройти зарубежные стажировки, как это было в последние два года с победителями Конкурса инноваций в образовании. Кроме того, все призёры получат приоритетное предложение по поступлению на магистерские программы Института образования ВШЭ, в том числе на программу для школьных руководителей — «Управление образованием». Материалы проектов победителей и призёров будут опубликованы в сборниках Института образования ВШЭ, команда экспертов Института образования проведёт семинары на территории победителей по темам проектов.
- ВКонтакте
- Telegram
Калашников Сергей Павлович
Директор Дирекции общего образования
Каспржак Анатолий Георгиевич
Профессор Департамента образовательных программ
Сергоманов Павел Аркадьевич
Директор центра развития лидерства в образовании ВШЭ
Вам также может быть интересно:
Проект НИУ ВШЭ, группы ВЭБ.РФ и правительства Якутии позволил улучшить образовательные результаты школьников более чем на 10%
Результаты первого в России проекта социального воздействия признали успешными, опыт его реализации можно использовать в других удаленных регионах России. Целью проекта стало повышение образовательных результатов учащихся школ Хангаласского улуса Республики Саха (Якутия).
Вышка подготовила учителей математики, с которыми детям будет интересно
Состоялся первый выпуск магистерской программы «Совместная магистратура ВШЭ и ЦПМ». Эта программа готовит высококвалифицированных учителей математики, интегрируя высокий научный потенциал факультета математики НИУ ВШЭ и практический опыт работы Центра педагогического мастерства в области школьного образования.
Участники НеКонференции спроектировали школу, не похожую на самолет
27 июня в Хорошевской школе состоялась НеКонференция. Так назвали многоуровневую дискуссионную площадку: исследователи сферы образования, педагоги, управленцы и даже ученики генерировали идеи для школы будущего. Организатором и разработчиком программы НеКонференции стал Институт образования Вышки.
Новые частные школы России: «печки» разные, «кирпичики» схожие
На очередном семинаре «Актуальные исследования и разработки в области образования» Института образования НИУ ВШЭ руководители самых известных в России негосударственных школ рассказали, какими умениями и навыками будут обладать их выпускники через десять лет.
НИУ ВШЭ поможет московским школам в создании IT-классов
Университет разработает для школьников учебные модули по ведению IT-бизнеса и обучит педагогов IT-классов. Кроме того, на базе НИУ ВШЭ совместно с ведущими IT-компаниями планируется создать центр сертификации выпускников таких классов.
Влияние исследований качества образования на политику не стоит переоценивать
На семинаре, прошедшем в НИУ ВШЭ в рамках Дней Международной академии образования в Москве, профессор Университета штата Аризона Густаво Э. Фишман сравнил международные сравнительные исследования качества образования с лошадиными скачками и заявил, что они не столь значительно влияют на образовательную политику, как принято считать.
Борьба с неуспеваемостью. Как предупредить неудачи в школе
У детей из семей с низким уровнем образования и доходов выше риски плохой учебы. Но школа может их снизить. Как именно, рассказали с опорой на международный опыт эксперты Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ.
Кружок качества. Как внеклассные занятия влияют на успехи школьников
Подростки, которые ходят в студии и секции, чувствуют себя увереннее и лучше учатся в школе. Больше всего успеваемость связана с курсами иностранных языков, выяснила социолог Ксения Тенишева. Доклад об этом представлен в программе ХХ Апрельской Международной научной конференции в Высшей школе экономики.
Институт образования будет сотрудничать с глобальной школьной лабораторией
Институт образования НИУ ВШЭ заключил договор о сотрудничестве с онлайн-платформой ГлобалЛаб — сообществом учителей и учеников, выполняющих совместные исследовательские проекты в Интернете.
Дизайнерам и педагогам предстоит найти общий язык
В правильно организованном пространстве школы дети не только комфортно себя чувствуют, но и лучше учатся. О том, как этого добиться, шла речь на исследовательском семинаре «Дизайн образовательных пространств школы», который Центр развития лидерства в образовании Института образования НИУ ВШЭ провел 12–13 июля.