«Нужно иметь знания, навыки и компетенции, чтобы построить успешный бизнес на рынках Востока»
Экспертный клуб НИУ ВШЭ «Восточная перспектива» провел первое мероприятие — бизнес-сессию, посвященную запуску и развитию успешного бизнеса в Индии. Клуб был создан экспертами Вышки для обсуждения инструментов, трендов и инсайтов по сотрудничеству России со странами Юго-Восточной Азии, Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки. Перед участниками выступили эксперты, имеющие многолетний успешный опыт работы на индийском рынке в интересах крупнейших мировых корпораций.
Первое мероприятие «Восточной перспективы» не случайно было посвящено Индии. Сегодня эта страна является самой быстрорастущей экономикой мира среди стран — участников «Большой двадцатки» с более чем 7-процентным ежегодным ростом ВВП, растущим потребительским рынком и высокими темпами технологического прогресса. Это открывает уникальные возможности для российских компаний, подчеркнул модератор мероприятия, заместитель директора по маркетинговым коммуникациям НИУ ВШЭ Дмитрий Чубаров.
Индия является одной из самых перспективных стран для предпринимателей, планирующих начать или развивать свое дело.
Ведущие мировые эксперты сегодня называют эту страну «рынком миллиардов шансов», рассказала доцент Школы востоковедения факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Ольга Харина. «Индию многие страны хотят иметь в качестве партнера, и это успешно уже делают западные страны. Поэтому нам тоже нужно сейчас использовать этот шанс в своих интересах — интересах бизнеса и, конечно же, государственных», — отметила она.
Сегодня динамика развития отраслей Индии такова: доля промышленной продукции в структуре импорта достигает 50%, ежегодный рост индустрии красоты составляет 76%, доля финтеха в объеме привлеченного финансирования среди стартапов — 40%, а доля e-commerce в объеме привлеченного финансирования среди стартапов — 20%. Средний возраст населения этой страны — 28 лет, что делает ее одним из крупнейших рынков труда в мире. Около 70% населения составляет молодежь в возрасте до 35 лет.
В 2023 году на Индию приходилось более 40% всех продаж смартфонов в Азии. Ожидается, что к 2025 году число интернет-пользователей в Индии достигнет 700 млн. Уже сейчас их порядка 450 млн, а мобильных пользователей — 1,2 млрд. Индийский рынок смартфонов — самый быстрорастущий в мире. Кроме того, в 2020 году был принят план развития транспортной инфраструктуры на 1,4 трлн долларов, что включает улучшение дорог, железнодорожных линий и аэропортов. Экспорт текстиля к 2027 году достигнет 100 млрд долларов. Индия занимает второе место в мире по производству сырой стали, третье место — по величине авиационного рынка. Стоимость химической и нефтехимической промышленности достигает 1178 млрд долларов, а экспорт автокомпонентов — 13,3 млрд.
Ольга Харина рассмотрела несколько кейсов, связанных с развитием бизнеса российских предпринимателей в Индии. Их опыт показал, что получение всех необходимых разрешений для работы в этой стране — более сложный процесс, чем ожидалось. Важно также учитывать особенности работы с местными регуляторными органами и тщательно изучить законодательство и налоговые процедуры.
Также Ольга Харина представила «карту сокровищ» индийских штатов, каждый из которых имеет свои экономические особенности и законы. Так, штат Махараштра (где находится финансовый центр Мумбаи) — крупнейший налогоплательщик и важный центр для бизнеса. Штат Уттар-Прадеш — самый густонаселенный (более 220 млн человек), но экономика в основном аграрная. Штат Гуджарат — лидер в производстве и экспорте таких товаров, как химикаты, нефтехимия и текстиль.
«Индия находится в центре Южной Азии и имеет стратегическое положение как ворота между Восточной и Западной Азией. С выходом к Индийскому океану она играет ключевую роль в торговле и транспорте между странами Центральной Азии, Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии и Восточной Африки. Россия и Индия поддерживают тесные экономические связи, которые укрепляются с каждым годом. В последние годы подписаны различные соглашения о взаимной торговле, а также о стратегическом партнерстве в сфере энергетики, обороны и технологий», — подчеркнула докладчица.
Что касается наиболее перспективных направлений для бизнеса, то Индия — один из крупнейших потребителей энергоносителей, и российские компании могут развивать свою деятельность в сфере поставок нефти и газа, а также участвовать в энергетических проектах. Также Россия может предложить свои разработки в области IT и инновационных технологий, особенно в сфере искусственного интеллекта, машинного обучения и блокчейна. Кроме того, Индия является важным импортером сельхозпродукции, и российские компании могут поставлять туда зерновые, рыбу, мясо, молочные продукты. В то же время индийские технологии в агробизнесе могут быть полезны для российских фермеров.
Индийское правительство активно поддерживает программу “Make in India”, ориентированную на развитие производства и стимулирование иностранных инвестиций в стране.
«Нужно иметь знания, навыки и компетенции, чтобы построить успешный бизнес на новых рынках, которые сейчас мы называем Глобальным Востоком, — дружественных нам рынках, которые поддерживаются как со стороны России, так и со стороны других стран», — подчеркнула профессор факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ, руководитель образовательных программ НИУ ВШЭ «Бизнес с Востоком» Наталья Гусева.
Она представила образовательные программы «Восточной перспективы» для предпринимателей, работающих со странами Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки, Индо-Тихоокеанского региона.
На сегодня университет предлагает три такие программы. Флагманская пятимесячная программа «Восточная перспектива: стратегия и тактика построения бизнеса» объединяет в себе опыт и практики выхода на новые рынки развитых стран Глобального Востока. Интенсивная трехмесячная программа «Восточная перспектива: основы построения бизнеса» направлена на получение практико-ориентированных знаний по развитию бизнеса, запуску международных проектов в различных секторах экономики со странами Глобального Востока. Трехнедельная программа «Восточная перспектива: практика построения бизнеса в Индии» сфокусирована на знаниях, стратегиях и практиках построения успешного бизнеса в Индии.
«У вас сформируется четкое понимание потенциала и специфики восточных рынков в зависимости от того, в какой компании вы работаете или какой стартап планируете делать. Выходя на новые рынки, предлагая свою продукцию и услуги, вы должны иметь четкое понимание векторов и потенциалов развития, особенностей финансовой и налоговой систем. Нужно понимать также основные политические тренды, особенности местного общества. Нужно четко оценивать экспортный потенциал, за счет чего вы будете конкурировать. Большинство российских компаний, которые имели опыт международного бизнеса, в основном были ориентированы на рынки Европы, а та стратегия конкуренции в основном основывалась на низкой цене, но на рынках Востока эта стратегия будет неэффективна», — подчеркнула Наталья Гусева.
Эксперт по разработке GR-инструментария и стратегий продвижения компаний на рынке Индии, представитель медиаконгломерата The Times of India Group в России Наир Девадатан рассказал об особенностях страны, на которые нужно обратить внимание бизнесменам, выходящим на этот рынок. Так, по его словам, в индийском обществе очень важны кастовость, религиозность и верования (например, предприниматели строят отношения с партнерами на основе астрологических гороскопов). Большое значение имеют и деловые связи: для выхода на рынок необходимо найти партнера из местных жителей — так компании удастся получить много преференций и более выгодные условия. «Индию надо понимать как Болливуд», — рассказал он. Вместе с тем в этой стране очень любят российскую культуру, особенно театр и экранизации.
По мнению Наира Девадатана, успеха в этой стране могут добиться не только крупные компании и средний бизнес, но и небольшие производства и даже предприниматели-одиночки — такие примеры уже есть. При этом индийских потребителей может заинтересовать абсолютно любой продукт, в том числе подсанкционный, или услуга — например, из индустрии красоты или сферы искусств, образования или туризма.
«Продвигать Россию — само по себе бизнес. Вся наша молодежь использует соцсети, поэтому вам нужно обратить на это внимание», — убежден он.
В заключение Дмитрий Чубаров пригласил слушателей бизнес-сессии пройти образовательные программы Вышки, посвященные Востоку. «Та экспертиза, тот опыт и те кейсы, о которых будет идти речь, будут основаны не на абстрактных учебниках, а на ежедневной успешной практике как российских, так и международных компаний, которые сегодня работают на индийском рынке», — резюмировал он.