«Инвалидам платят, чтобы они "не высовывались"»
Существует ли в России инклюзивное образование? Чему российские вузы могут и готовы научить людей с ограниченными физическими возможностями? Ответить на эти вопросы с учетом собственного опыта пытается Валентина Ермолаева, студентка магистратуры ВШЭ, оканчивающая программу «Политический анализ и публичная политика».
— Валентина, расскажите, пожалуйста, о себе и о том, как вы получали первое образование.
— Я родом из небольшого городка в Оренбургской области и там окончила общеобразовательную школу, несмотря на то, что с девяти-десяти лет у меня начались проблемы со зрением после перенесенной ангины. Еще тогда поднимался вопрос о том, чтобы оформить меня в специальную школу для слабовидящих детей, но благодаря усилиям моих родителей мне удалось продолжить обучение в обычной школе, и я об этом нисколько не жалею. Хотя, не буду скрывать, я сталкивалась с большим количеством проблем, не все учителя относились к этой ситуации нормально. Школу я окончила успешно, фактически с отличием, но медали не получила, поскольку педагоги, видимо, считали, что «расходовать» медаль на человека с инвалидностью «нерационально» — есть те, кому она больше бы пригодилась.
А после окончания школы встал вопрос о получении высшего образования. Теперь я уже понимаю, что мне изначально следовало выбрать несколько иной путь моей профессиональной карьеры. У меня всегда была мечта поступить на юридический факультет, но когда я пришла подавать документы в приемную комиссию Самарского государственного университета — на тот момент со зрением у меня было получше, — мне в ответ просто пожали плечами: мол, аттестат у вас хороший и есть шансы на поступление, но в дальнейшем вы все равно не сможете себя реализовать, так зачем сейчас отнимать место у «нормальных» абитуриентов? Пришлось поступать на менее «популярный» факультет — исторический. Причем получилось у меня это не с первого раза, потому что на первом же письменном экзамене меня «завалили», сославшись на то, что мой почерк невозможно разобрать. Но я не отступилась, снова готовилась и в конечном счете прошла вступительные экзамены, отучилась положенный срок и получила диплом о высшем образовании.
— Как вы учились в течение этих пяти лет?
— Конечно, в процессе обучения не так все легко складывалось. Например, доступ к ресурсам библиотеки был ограничен — нужные мне экземпляры находились только в читальном зале, так что я оформляла ночной абонемент и по ночам там занималась, чтобы не слишком отставать от своих сокурсников. В принципе я не могу сказать, что очень довольна тем, как окончила университет, мне казалось, что я могла бы добиться большего. Но я не хотела кого-то из преподавателей «напрягать», жаловаться на что-то. Обидно, правда, что не удалось поступить в аспирантуру — меня сразу предупредили, что лучше не тратить свои силы на это, потому что в аспирантуру достаточно кандидатов, которых будет более удобно учить.
— После выпуска вам удалось найти работу?
— Я вернулась к себе в город и устроилась в местный филиал Московской государственной технологической академии, в течение нескольких лет преподавала на кафедре гуманитарных наук. А потом вышла очередная неприятная история. Я хотела получать ученую степень, но была вынуждена уволиться «по собственному желанию», пока наш филиал проходил переаккредитацию. Не хочу об этом много говорить или обвинять кого-то: получилось так, как получилось. После этого я почти на два года осталась без работы. Сама не знала, чем заняться, понимая, что и зрение уже не позволяет делать многое из того, что мне хотелось — например, читать. У меня начался «информационный голод». Но потом мои знакомые по местному Обществу слепых предложили поехать в Москву на профессиональную реабилитацию.
— В чем она заключалась?
— Эти занятия (основная часть в них связана с информационными технологиями) проводит Институт профессиональной реабилитации «Реакомп». С них, можно сказать, началась моя вторая жизнь. Я до этого даже не знала, что существует программное обеспечение, которое позволяет людям с проблемами зрения считывать информацию с монитора, пользоваться синтезатором речи. Конечно, давалось обучение тяжело, и освоить все это за три недели, что я находилась в Москве, было невозможно, но я продолжала тренироваться дома в течение еще целого года. Я смогла освоить пользование интернетом, различными прикладными программами, научилась находить нужную мне информацию.
— Когда вы решили, что хотите получить новое образование?
— К нам на курсы в «Реакомп» приходила одна девушка, которая ранее была участницей международной стипендиальной программы Фонда Форда, и именно она рассказала о том, что у нас есть возможность принять участие в этом конкурсе и попытаться выиграть образовательный грант фонда. Сначала я не рассматривала эту идею всерьез — подумала, что мне будет слишком сложно, даже невозможно соревноваться со здоровыми людьми. Но постепенно я этой идеей «загорелась», нашла на сайте фонда информацию и подала заявку на участие в конкурсе, который оказался заключительным, девятым — Фонд Форда сворачивал эту стипендиальную программу в России. Было три этапа конкурса. На первых двух я писала проекты, в том числе проект центра правовой защиты, который действовал бы на региональном уровне. А затем меня пригласили в Москву на собеседование. Видимо, что-то конкурсную комиссию в моих проектах заинтересовало. Через месяц из фонда пришло письмо с подтверждением того, что я получила грант.
— Дальше нужно было решить, как его использовать?
— Да, стипендиальная программа обеспечивала финансирование обучения, но как именно распорядиться грантами, решали их получатели. Многие сразу выбирали для себя зарубежные магистратуры, но для меня учиться в Москве уже было бы огромной удачей. Единственное ограничение было связано со временем — грант не бессрочный. Начались поиски вуза. Руководитель программы Фонда Форда Оксана Орачева посоветовала мне подать документы в несколько вузов. Но оказалось, что в МГУ имени Ломоносова интересная мне магистерская программа еще не открыта, а вот в Высшей школе экономики я нашла то, что мне было нужно. В приемной комиссии мне помогли с подготовкой документов, и на вступительных экзаменах мне пошли навстречу — там у меня был, можно сказать, личный секретарь, который помогал фиксировать мои ответы, набирая их на ноутбуке, а экзамен по английскому языку я вообще смогла пройти в устной форме. Словом, я сразу ощутила, насколько велика разница в отношении ко мне — в сравнению с тем, через что я проходила при поступлении в самарский вуз.
— Но поступить в вуз — это только полдела. Вы представляли, как будет в дальнейшем выстроен учебный процесс?
— Я была уверена, что у меня все получится и что смогу учиться на общих основаниях. Я не ждала какой-то особой поддержки и тем более привилегий в процессе обучения. Но трудности, конечно, были. Во-первых, я поселилась в Москве одна, без мамы, которой я бесконечно благодарна за все, что она для меня сделала. Возник вопрос о передвижении по городу, от общежития Вышки к учебным корпусам, я в Москве плохо ориентировалась. И тут на помощь пришли мои сокурсники, которые сами, даже без моей просьбы, вызывались встречать меня в метро, так что эта проблема более или менее была решена. Но сложно было ориентироваться и внутри самих корпусов, которые с их многочисленными лестницами, коридорами, «предбанниками» никак не приспособлены для передвижения инвалидов. Постепенно, «набивая шишки», запоминала, как добираться до нужного этажа и аудитории.
Определенные проблемы были с доступом к нужным мне книгам. Многие из них не были доступны в электронном виде, и их приходилось сканировать, а потом редактировать — без посторонней помощи я с этим, конечно, не справилась бы. Вообще, хочу сказать спасибо всем, кто мне помогал, особенно Маше Шабановой, которая всегда была рядом.
— А как к вашему появлению в аудиториях Вышки отнеслись преподаватели?
— Я понимаю, что многие из них, может быть, впервые на своем профессиональном пути столкнулись с таким студентом и иногда просто не знали, как мне можно помочь. Это, на мой взгляд, является следствием даже не их безразличия — я чувствовала, что многие действительно хотели мне помочь, — а того факта, что инвалиды в наших вузах практически не учатся. Соответственно, и опыта организации учебного процесса для инвалидов нет. Наиболее ярко это проявилось уже на первом курсе, когда мы должны были работать с программой SPSS. Выяснилось, что воспользоваться приложением JAWS, которое позволяет слабовидящим людям считывать информацию с экрана, на этих занятиях было технически невозможно. Слава богу, это был единичный случай, и в дальнейшем на дисциплинах, связанных с математическим моделированием, таких проблем не было. Некоторое недопонимание также возникало, когда я, например, не могла добраться до места занятий — только потом я узнала, что на этот случай можно было составить график индивидуальных занятий. С одной стороны, мне не хотелось злоупотреблять специальным отношением к себе, а хотелось, наоборот, чувствовать себя наравне с другими студентами. С другой стороны, у преподавателя могли быть свои мотивы, по которым он не хотел допускать «положительной дискриминации».
В любом случае, я признательна своим преподавателям, и особенно Нине Юрьевне Беляевой и Шота Шотаевичу Какабадзе, со стороны которого я еще на консультации перед вступительными экзаменами почувствовала очень доброжелательное отношение. Помню, что еще тогда подумала, как было бы здорово, если бы я поступила в магистратуру и Шота Какабадзе стал бы моим научным руководителем. Так в итоге и получилось.
— А как обстояли дела с поиском работы?
— После первого года обучения я отправилась на практику в общественный деловой центр «Теле-Курс» — это специально созданное предприятие для людей с проблемами зрения. Я себя попробовала во всех подразделениях, где меня согласились принять. Там я, наверное, впервые поняла, как много у нас людей с теми же проблемами, что у меня, нашла единомышленников и всерьез задумалась о вопросах трудоустройства инвалидов. К сожалению, сейчас я узнала, что у этого предприятия серьезные проблемы с финансированием, и оно, по всей видимости, развалится. Очень жаль, что столько людей, которые могли бы себя реализовать и продуктивно работать, лишатся такой возможности.
— Валентина, насколько я знаю, скоро вы отправитесь на стажировку в Вашингтон. Расскажите о ней подробнее.
— Возможность поехать на стажировку также была предусмотрена грантом Фонда Форда, но за нее пришлось побороться. Выбирала я место, где могла бы пройти стажировку, долго и довольно утомительным способом: по «поисковикам» находила в США организации, которые занимаются защитой прав инвалидов, и с помощью Маши Шабановой отправляла туда письма. Ответов не приходило, пока через полтора месяца не откликнулся один человек, который является директором Национальной федерации слепых США. Он посоветовал написать в Национальный совет по делам инвалидов в Вашингтон. Целый месяц мы вели с этой организацией переписку, затем по «скайпу» провели собеседование, и еще через неделю моя стажировка была одобрена. В Вашингтоне я проведу почти полтора месяца.
— Чего вы ожидаете от стажировки в личном и профессиональном плане?
— Основная задача, которую я себе ставлю, — изучить американский опыт решения проблем инвалидов, реализации их гражданских прав, в частности, на образование. Надеюсь провести сравнительный анализ, который можно будет использовать в моем магистерском исследовании, а в будущем — попробовать реализовать у нас те идеи и механизмы, которые покажутся пригодными в российских условиях. Мне кажется, что в России социальная политика в отношении инвалидов основана на неверном подходе: нужно не «откупаться» от инвалидов пособиями, а обеспечивать им равный с другими людьми доступ к образованию и профессии, чтобы они сами могли заработать себе на жизнь. Пока что все выглядит, к сожалению, так, будто инвалидам платят, чтобы они только «не высовывались» на улицу и не осложняли жизнь другим.
Для меня примером всегда был Олег Смолин, депутат Госдумы, который также является инвалидом по зрению. Я лично никогда с ним не общалась, но много о нем читала и была бы рада побеседовать с ним о тех проблемах, которые нас обоих, думаю, волнуют. В реальности тех людей, которые в нашей стране пытаются бороться за свои права и помогать другим инвалидам, немного. Большинство довольствуется малым и не прикладывает каких-то особых усилий для самореализации. При этом я прекрасно понимаю, что если у инвалида нет никакой поддержки, каким бы сильным он ни был, рано или поздно он может «сломаться». Для меня человеком, на которого можно опереться, всегда была моя мама, а сейчас еще и муж. Так что, если кого-то мой опыт заинтересует, буду рада поделиться им. Главное не терять надежду, не складывать лапки, а пробиваться и заявлять о себе.
Олег Серегин, Новостная служба портала ВШЭ
Беляева Нина Юрьевна
Какабадзе Шота Шотаевич
Вам также может быть интересно:
«Хотелось посмотреть, способно ли мое исследование заинтересовать людей из других научных сфер»
Благотворительный фонд Владимира Потанина опубликовал рейтинг из 75 вузов — участников Стипендиальной программы. НИУ ВШЭ вошел в тройку лидеров по количеству студентов — победителей стипендиального конкурса фонда. Ранее стали известны имена победителей этого конкурса, направленного на поддержку лучших магистрантов российских университетов.
Наталья Касперская запустила стипендиальную программу для студентов МИЭМ НИУ ВШЭ
Новая стипендиальная программа компании InfoWatch, которой руководит Наталья Касперская, предназначена для лучших студентов второго и третьего курсов, обучающихся на бюджетном отделении МИЭМ НИУ ВШЭ в области ИТ. Отбором кандидатов займется специальная комиссия, в которую войдут представители InfoWatch и координаторы программы со стороны МИЭМ НИУ ВШЭ. Каждый финалист конкурса будет получать 15 тысяч рублей ежемесячно в течение года.
Компания Jaguar Land Rover учредила стипендии для студентов НИУ ВШЭ
Прием заявок на получение стипендий Jaguar Game Changer стартует в апреле. Поддержку от компании Jaguar Land Rover получат лучшие в учебе и самые активные студенты университета.
38%
вузов не имеют ресурсов для инклюзивного образования. При этом еще 17% оценивают свои возможности для обучения людей с ограниченными возможностями как плохие.
Кристиан Фрёлих: «Отношение к инвалидам является одним из сценариев мировой культуры»
20 марта в Центре исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ прошел семинар «Распространение глобальных моделей инвалидности и ее правовой защиты среди российских НКО». С докладом выступил научный сотрудник факультета социальных наук Университета Сёдертёрн (Швеция), аспирант института изучения культуры Университета Лейпцига (Германия) Кристиан Фрёлих.
Фонд Гумбольдта: путь от стипендиальной программы до научного сетевого сообщества
С 26 по 28 февраля в ВШЭ проходит международный коллоквиум «Роль Фонда Гумбольдта в консолидации и развитии российской науки в период трансформации».
Стипендиат Президента РФ
О своем опыте участия в конкурсе на соискание стипендии Президента РФ рассказывает Илья Гурьянов, стажер-исследователь Института гуманитарных историко-теоретических исследований имени А.В. Полетаева ВШЭ, студент второго курса магистерской программы «История знания в сравнительной перспективе».
Волонтерство: лучшие друзья в ВШЭ
Студенты ВШЭ принимают участие в работе международной волонтерской организации «Лучшие друзья» («Best buddies»), крупнейшей в мире некоммерческой организации, которая предоставляет возможности общения и дружбы с людьми, имеющими нарушения развития. Об этом — в материале студентки ВШЭ Марии Койсиной.
Кто получит стипендию фонда В.Потанина?
С 12 по 14 ноября в Высшей школе экономики проходит конкурс Федеральной стипендиальной программы Благотворительного фонда В. Потанина. В новом учебном году в стипендиальной и грантовых программах, направленных на поддержку талантливых студентов и молодых преподавателей российских вузов, произошли изменения.
Социология инвалидности
20-25 сентября в Бишкеке прошел международный семинар «Переопределение инвалидности в Центральной Азии», завершивший одноименный дистанционный онлайн-курс, организованный экспертами ВШЭ, Католического университета Лёвена (Бельгия) и Международного университета Кыргызстана.