«Мы хотим инвестировать в будущее России и отношений между Европой, Францией и Россией»
О реформах во Франции
Трансформация Франции — это не пустой лозунг. Мы государство всеобщего благосостояния, и мы горды, что оно обеспечивает социальное равенство. Этого мы менять не хотим. Но слишком долго мы во Франции полагались на государственные расходы. Мы убедились, что нельзя решить всех проблем, просто тратя больше денег. Долги и налоги стали избыточными, они легли тяжелым грузом на нашу экономику. Когда вы говорили «Франция», первое, что приходило людям в голову, — налоги. Сейчас, когда вы говорите «Франция», люди думают об обновлении, конкуренции, восстановлении экономики. Теперь мы убеждены, что должны создавать богатство, прежде чем его тратить.
Мы должны создать такие условия, в которых предпринимательство прибыльно и компании инвестируют, занимаются инновациями и создают рабочие места. Мы уже изменили трудовое законодательство, сделав его более гибким, чтобы компаниям было легче нанимать работников. Мы пересматриваем нашу налоговую систему. Принято решение, что корпоративный налог в течение пяти лет будет снижен до 25 процентов. Мы вводим плоский 30-процентный налог на доходы с капитала, чтобы дать французским и зарубежным инвесторам больше стимулов инвестировать в нашу страну.
Мы поддерживаем инновации через специальный налоговый кредит и создаем в начале 2018 года специальный фонд размером около 10 млрд евро для финансирования прорывных инноваций. На наш взгляд, ключ к успеху страны состоит в инновациях. Страны, которые способны поддерживать инновации, особенно прорывные, окажутся в выигрышном положении. Те, кто не сможет этого сделать, попадут в зависимость от других стран, в частности США и Китая. У нас прекрасные отношения с США и Китаем, но мы не хотим зависеть от них, когда дело касается инноваций и исследований.
Впереди нам предстоит еще много реформ — пенсионной системы, пособий по безработице, системы образования и профессиональной переподготовки. Мы намерены взяться за них в ближайшие месяцы. Наша цель — построение более сильной экономики, в которой компании способны расти, экспортировать свои товары, создавать новые рабочие места.
О месте Франции и Европы в глобальной экономике и политике
Последствия нашей повестки реформ уже ощутимы — голос Франции снова слышен в Европе. Другими словами, Франция вернулась. Приведу один пример. За несколько месяцев нам удалось полностью изменить дискуссию о налогообложении интернет-гигантов (Google, Amazon, Facebook, Apple, Microsoft). Слишком долго этим компаниям удавалось получать огромные доходы, платя очень маленькие налоги в таких странах, как Франция и Германия. Так не может продолжаться. Это несправедливо. Местный малый бизнес платит налоги — почему очень успешные интернет-гиганты не должны? Это создает угрозу и системе всеобщего благосостояния. По инициативе Франции и при участии Германии, Италии, Испании был представлен соответствующий проект налогообложения, который нашел поддержку уже в 19 странах Евросоюза. Думаю, в течение двух лет эти налоговые правила для интернет-корпораций вступят в силу.
Нам нужна более сильная Европа, которая отстаивает свои интересы и может конкурировать на одном уровне с США и Китаем
Париж и Франкфурт соперничают за право стать новым финансовым центром Евросоюза. У Парижа есть ряд преимуществ. Мы меняем налоговую систему, делая ее более привлекательной для зарубежных инвесторов. На мой взгляд, Париж также предлагает лучшее финансовое регулирование. Кроме того Франции теперь принадлежит лидерство в «зеленых финансах», а за ними — будущее. И я бы привел еще один довод: поинтересуйтесь у дам, где бы они хотели провести выходные — в Париже или Франкфурте?
Я убежден, что нам нужна более сильная Европа, которая отстаивает свои интересы и может конкурировать на одном уровне с США и Китаем. Это особенно важно сейчас, когда США все чаще принимают односторонние решения, имеющие огромное влияние на европейскую и мировую экономику. Это касается и выхода США из соглашения по борьбе с изменением климата, и грядущего изменения американской налоговой системы, и введения США новых санкций.
Безусловно, США вправе менять свое налоговое законодательство — мы сами это делаем. Но у нас есть опасения, что эта реформа приведет к двойному налогообложению американских компаний, работающих в Европе, и к их возможному уходу с европейского рынка, а это потеря большого числа рабочих мест. Поэтому министры финансов пяти ведущих европейских стран выступили с совместным обращением к администрации Трампа, в котором выразили это беспокойство.
С другой стороны, Китай также имеет четкое видение своей роли в мире. Но и у Европы есть свое место на мировой арене. Мы должны быть едины, мы должны быть сильнее, мы должны трансформировать Европу в реальную экономическую и политическую силу. Это то, что находится на кону в ближайшие пять лет, и именно это является целью президента Макрона.
Брюно Ле Мер, министр экономики и финансов Франции
О перспективах франко-российских отношений
Как голлист я глубоко убежден, что в наших общих интересах укрепить связи между Европой и Россией, и именно Франция и французское правительство лучше всех способны взять на себя эту роль. Россия для нас особая страна — огромная, с великой историей. Невозможно говорить о России, не испытывая сильных эмоций. Никому в Европе Россия не безразлична. Чего мы хотим от наших взаимоотношений, так это прагматизма, честности и ясности. Мы должны быть открыты и говорить прямо о наших разногласий. Да, у нас есть разногласия — нужно это признать и не откладывать их в долгий ящик, а открыто обсуждать их. Только так эти разногласия можно разрешить.
Есть санкции третьих стран, препятствующие нашему экономическому сотрудничеству — мы все это знаем. Есть и европейские санкции, и на данный момент условия их снятия не выполнены. Надеюсь, что ситуация изменится. Но даже с учетом этих ограничений мы можем развивать экономическое партнерство. Мы хотим быть более активными в тех областях, где наши позиции сходятся. Наши страны всегда торговали, и, пусть некоторые торговые каналы сейчас закрыты, мы можем воспользоваться другими.
В наших общих интересах укрепить связи между Европой и Россией, и именно Франция и французское правительство лучше всех способны взять на себя эту роль
Эммануэль Макрон пригласил Владимира Путина в Версаль через несколько дней после своего избрания. Это было напоминание о визите Петра I в 1717 году и возможность подчеркнуть глубину наших исторических связей. Президент Макрон предложил придать новый импульс нашему экономическому и промышленному партнерству — и мы это сделаем. CEFIC (Франко-российский экономический финансовый, промышленный и торговый совет) не собирался в 2015 году, но в 2016 году он был возобновлен Эммануэлем Макроном, тогда министром экономики, поскольку он знал, насколько важны связи с Россией. Мы решили собрать заседание CEFIC дважды в этом году.
За долгие годы Франция и Россия установили стратегическое партнерство в таких областях, как космос, энергетика, автомобилестроение, аэронавтика. В космических программах наше сотрудничество началось еще во времена СССР и укрепилось благодаря проектам Роскосмоса и Arianespace. В энергетической сфере наше партнерство не просто живо, но и развивается, как показывают недавние события на Ямале — результаты совместной работы Total и НОВАТЭК действительно впечатляют (компании совместно строят на Ямале завод по сжижению природного газа — прим. ред.). В сфере энергетики грядет революция. Ведущие французские энергокомпании готовы инвестировать все больше и больше в возобновляемые источники энергии. Главной здесь является проблема хранения такого рода энергоресурсов — мы открыты к сотрудничеству с Россией на этом направлении.
Сегодня Франция главный зарубежный работодатель в России, обеспечивая около 170 тысяч рабочих мест. Почти все крупнейшие французские компании присутствуют в России. И мы хотим не просто торговать с Россией — мы хотим инвестировать в будущее России и в будущее отношений между Европой, Францией и Россией.
Мы наблюдаем, как Россия переходит к новой экономической модели, и это хорошие новости. Власти задают новые приоритеты, в которых ключевым является развитие внутреннего рынка. Россия хочет сократить объемы импорта и помогать российским производителям. Россия права, когда стремится диверсифицировать свою экономику, стимулируя инновации. Это очень важно для любой страны. Лучшим примером этой решимости может служить Сколково. Это свидетельство жизнеспособности и динамизма России, свидетельство талантов ее молодежи. Нам есть что привнести в этот глобальный проект.
О взаимности
Чтобы развивать экономические взаимоотношения, мы должны основываться на правилах, о которых мы вместе договорились и которых вместе придерживаемся. Мы готовы играть активную роль в России завтрашнего дня — мы просто должны убедиться, что наше сотрудничество сбалансировано и взаимовыгодно.
Важнейший для нас принцип — взаимность. Это слово я использовал во время недавнего визита в Китай и повторяю всем нашим партнерам: мы верим в открытую экономику, в открытую торговлю, которая приносит выгоду всем. Мы не верим в протекционизм, потому что он приводит к экономическим войнам. Но если мы хотим торговать, нужны равные условия игры, одинаковые правила, нужна взаимность. Я уверен, что на этих основаниях мы сможем усилить связи между двумя нашими странами и улучшить экономическую ситуацию во Франции и России.
Исследования и инновации должны быть двигателем наших будущих взаимоотношений
Исследования и инновации должны быть двигателем наших будущих взаимоотношений. Совместно с министром экономического развития России Максимом Орешкиным мы запускаем проект, посвященный городу будущего. Убежден, что он проложит путь плодотворной кооперации между нашими компаниями во благо жителей двух наших стран.
Летом 2018 года Россия принимает чемпионат мира по футболу, а в мае президент Макрон приедет на Санкт-Петербургский экономический форум. Два этих события будут уникальной возможностью показать, что отношения России с другими странами определяются не только геополитикой, но и интересами граждан. Наши страны объединяет общая страсть — к спорту, литературе, музыке, искусству, страсть к инновациям, к новым технологиям. И я полагаюсь на студентов, на новое поколение, чтобы эта страсть не угасла.
Общая информация о сотрудничестве НИУ ВШЭ c Францией:
- действует 70 соглашений c 38 французскими университетами, в том числе 14 соглашений, предусматривающих выдачу двух дипломов;
- 10 штатных сотрудников НИУ ВШЭ являются гражданами Франции;
- в настоящее время на подготовительном отделении НИУ ВШЭ обучается 4 гражданина Франции, на образовательных программах магистратуры — 12 граждан Франции, по программам обмена — 40 французских студентов;
- ежегодно Центр фундаментальных исследований НИУ ВШЭ поддерживает около 20 международных научных проектов с участием французских специалистов;
- более десяти лет НИУ ВШЭ организует международную научную конференцию для студентов и аспирантов «Франция и франкофония сегодня»;
- в 2017 году Вышка стала одним из инициаторов создания российско-французского Междисциплинарного научного центра Понселе, который займется проектами в области математики, физики и информатики.
Вам также может быть интересно:
НИУ ВШЭ и Университет Париж-1 Пантеон Сорбонна выходят на новый этап сотрудничества
21 февраля прошло заседание академического совета НИУ ВШЭ и Университета Париж-1 Пантеон Сорбонна, приуроченное к 20-летию сотрудничества двух вузов. На нем были подписаны новые межуниверситетские договоры, которые позволят существенно расширить программу академических обменов и запустить совместные исследовательские проекты.
Форум в Париже
25 января в Париже в рамках Года «Россия-Франция-2010» прошел Франко-российский студенческий форум, в котором приняли участие представители Высшей школы экономики.
Почетная награда
Директор Института демографии ГУ-ВШЭ Анатолий Вишневский стал Кавалером французского Ордена Академических пальм. Поздравляем!