«Правозащитник в России должен быть политическим аналитиком»
Продолжается прием заявлений на магистерскую программу «Политический анализ и публичная политика», на которой в прошлом году открыта новая специализация «Права человека и демократическое управление». Подробно о программе рассказывает ее руководитель, заведующая кафедрой публичной политики ГУ-ВШЭ Нина Беляева.
— Нина Юрьевна, как проходит набор на программу и какие студенты в этом году на нее приходят?
— Набор на программу — процедура сама по себе не рутинная, это творческий и личностный процесс, если, конечно, мы всерьез относимся к магистратуре как к upper level of education и воспринимаем ее как индивидуальную работу с магистрами. Тут нет массовости, значит, не может быть и абстрактного «единого уровня» и «среднего портрета» наших студентов. Например, на один из дней открытых дверей приходят к нам люди из Московского института радиотехники, электроники и автоматики, на другой — из Московской государственной юридической академии, да еще и с новой специальностью, «экспертиза юридических текстов». Приходит, причем уже с готовой исследовательской темой, абитуриент с красным дипломом факультета вычислительной математики и кибернетики из МГУ имени Ломоносова, потому что у нас есть курсы по количественным методам оценки политических явлений. Приходят к нам журналисты, менеджеры, экономисты, юристы. Причем мотивы у поступающих самые разные. Кто-то приходит, увидев в списке курсов, опубликованных на сайте Вышки, какой-нибудь необычный курс, например, «Free Expression and Hate Speech». А другим интересно разобраться, как на практике реализуется corporate citizenship, вместе с нашими ведущими специалистами по аналитике отношений власти и бизнеса — Сергеем Перегудовым и Ириной Семененко. При этом, конечно, абитуриентов привлекают не только названия отдельных курсов, но и их инновационность, а также междисциплинарность нашей программы в целом, поскольку она дает реальную возможность творческому человеку реализоваться в новой для себя сфере, по которой прежде специального образования не предлагалось.
— Известно, что в магистратуру чаще всего поступают студенты из «профильного» бакалавриата. Каков этот баланс на вашей магистерской программе? Поступают ли на нее студенты из российских регионов и из-за пределов России?
— У нас это, скорее, «баланс наоборот» — бакалавров-политологов у нас абсолютное меньшинство, в прошлом году из бакалавриата политологии к нам поступило только пятеро, а в этом году, думаю, будет еще меньше. Но так и должно быть, в том-то и смысл «второй ступени» высшего образования, чтобы освоить другую, новую специальность. А студентов из других регионов России у нас очень много, значительно больше, чем москвичей. Уже в этом году среди подавших документы есть представители Нижнего Новгорода, Санкт-Петербурга, Перми, Казани, других городов. Как вы знаете, у нас могут учиться бесплатно выпускники из стран СНГ, и мы, в том числе благодаря своим контактам через Совет Европы, программу «Восток-Восток», работаем с университетами Молдовы, Киргизии, Украины, Армении. К сожалению, студенты из этих стран довольно поздно узнали об этой возможности и поначалу отнеслись к ней настороженно. Но думаю, что уже в следующем году половина наших магистров будет из стран СНГ. И это здорово, это на самом деле и есть создание того общего образовательного пространства, о котором говорит наше правительство. А как его создавать, если не на основе единого понимания международных ценностей — демократии, защиты прав человека, реализации принципов правового государства?
— В этом году вы впервые полностью переходите на отбор студентов по портфолио…
— Да. Откровенно говоря, мы думали, что такая процедура будет для всех более простой, в первую очередь более удобной для абитуриентов, многие из которых закончили вузы уже давно и являются весьма опытными людьми. Но оказалось, что некоторым из абитуриентов собрать нужные бумаги и написать подробное мотивационное письмо даже сложнее, чем пройти экзамен. Мера ответственности и вовлеченности, как ни странно, в этом случае гораздо выше, ведь каждое портфолио абсолютно индивидуально и многое может сказать как о профессиональных, так и персональных качествах его обладателя. Поэтому многие из тех, кто готовит набор документов к конкурсу, пишут нам по несколько писем со всевозможными уточняющими вопросами. С другой стороны, в этом есть и «позитив», конкурс портфолио заставляет абитуриентов относиться к поступлению более ответственно, повышает мотивацию и «отсекает» тех, кто не знает, зачем он на самом деле идет в магистратуру.
— Вы сказали о междисциплинарности курсов в рамках магистерской программы. В чем она выражается?
— Для нас принципиально важно, чтобы этому качеству отвечали и люди, и тексты, и методы исследования, и, конечно, сами программы. Приведу в качестве примера один из наших лучших курсов, «Public policy: concepts and methods», который реализуется совместно с итальянскими коллегами. Его читают пять разных преподавателей с совершенно разным бэкграундом. Чтобы понять сам концепт публичной политики, мы начинаем эту дисциплину с базовых понятий — что такое власть, свобода, равенство, справедливость и как менялись в ходе истории представления об этих понятиях. Об этом замечательно рассказывает профессор кафедры социальных институтов Валерий Ледяев. Затем мы переходим на инструментальный уровень, к выяснению того, в каких институтах, акторах, процедурах свобода реализуется. Для этого нужны специалисты по публичной политике, которые работают на нашей кафедре — здесь подключаюсь я, а также Василий Скороходов и Дмитрий Зайцев, а позже специалист по юридическим институтам Шота Какабадзе. Для изучения методов исследования нужны специалисты по количественным измерениям политических процессов, и здесь к программе мы привлекаем представителей еще двух «внешних» кафедр — Вячеслава Сиротина, профессора кафедры статистических методов, и Сергея Объедкова, доцента кафедры анализа данных и искусственного интеллекта. Изучение всех этих дисциплин в рамках одного большого годичного курса должно не просто дать студенту теоретическое представление о публичной политике, но и вооружить его инструментами, необходимыми для анализа и прогнозирования действий конкретного политического актора в конкретном социальном контексте.
— У кафедры публичной политики обширные международные связи. Какое отражение они находят в вашей магистерской программе?
— Это одновременно и «приманка» для наших студентов, и вызов. Принято, что слова «международный» или «мировой» звучат привлекательно, манят куда-то в дальние страны. Эти ожидания не останутся обманутыми — кафедра гарантирует возможность зарубежных стажировок с нашими постоянными партнерами в Турине, Болонье, Сараево и Вашингтоне. Но мы прибегаем и к другой хитрости, мы эти дальние страны «приближаем» к себе — через приглашение зарубежных профессоров и через видеокурсы, число которых у нас увеличилось вдвое. Видеоконференции как разовые вещи применяются сейчас довольно часто, но сделать полноценный учебный курс на четыре месяца в режиме видеоконференций — это совсем другое дело. Поначалу сама эта форма, когда ты видишь на экране американского профессора в компании своих студентов, может показаться забавной и отвлекать собственно от содержания занятий. Но когда эти видеосеминары идут из недели в неделю, когда наши студенты готовят по ним работы, reflection papers, которые, между прочим, затем вывешиваются у нас на сайте, вся «экзотика» быстро уходит на второй план. По опыту, который нами уже накоплен, могу сказать, что полное вовлечение в обсуждение, в работу с коллегами по ту сторону экрана, происходит на четвертом-пятом занятии. Конечно, это еще и проверка — без необходимости сразу уезжать за границу — собственно возможностей студента общаться, вести дискуссию с представителями других культур. Наши видеокурсы — это способ адаптации к иной культурной среде.
— Но для такой адаптации все равно нужен хороший английский язык…
— Конечно. И надо признать, что наши студенты не всегда адекватно оценивают свои языковые возможности. Они могут искренне полагать, что свободно знают английский язык, у них даже может быть международный сертификат, но это не гарантия того, что они смогут понимать, например, живую, быструю американскую речь, для которой характерно «проглатывание» отдельных слов и «зажевывание» некоторых звуков. Мы с этой проблемой сталкивались в ходе совместного видеокурса с профессором Джоном Дейлом из Университета Джорджа Мейсона. Но это ни в коем случае не повод отказываться от такой практики. Просто к обучению языку нужно подходить с разных сторон, и преподавателям кафедры английского языка, наверное, стоит приходить на наши видеомосты, фиксировать, какие проблемы возникают у наших студентов при коммуникации на «живом» английском и проводить с ними дополнительные занятия.
Тут еще одна сложность: в наших видеокурсах участвуют не только американцы, но и представители Италии, Франции, Британии и даже Молдавии и Болгарии. У нас есть курс «Think tanks as policy actors», который ведется в видеорежиме представителями аналитических центров из самых разных европейских стран, и каждый из них на английском говорит, естественно, со своим неповторимым акцентом. Нужно уметь приспосабливаться и к этому.
— У вашей магистерской программы есть две специализации «Политический анализ и публичная политика» и «Права человека и демократическое управление». Значит ли это, что вы к преподаванию по второй специализации вы привлекаете реальных правозащитников?
— Разумеется. Весь первый год специальный семинар по этой теме вела Анита Соболева, лидер ЮРИКС, весьма известной и эффективной организации в сфере практической правозащиты. А с этого года правозащитная специализация пополнилась еще двумя экспертами-практиками. Курс «Национальные механизмы защиты прав человека» читает Наталья Кравчук, практикующий юрист, которая долгое время была сотрудником Московской Хельсинской Группы и готовит кейсы для международного суда в Страсбурге. А курс «Международные механизмы обеспечения защиты прав человека» будет вести один из лучших российских адвокатов Карина Москаленко. Она будет рассказывать о процедурах подготовки и рассмотрения дел в Страсбургском суде, о механизмах защиты прав, существующих в ОБСЕ, а также о процедурах, которые существуют в ООН. Естественно, все это будет описываться на конкретных практических примерах, а только у самой Карины Акоповны более сотни дел, в которых она участвовала и многие из которых ей удалось выиграть.
Поэтому мы рассчитываем, что наши студенты побывают на практике и в парижском офисе Карины Москаленко, и в Московской Хельсинской группе, и в центре «Сова», и у омбудсмена Владимира Лукина. Вся правозащитная сеть в России вообще очень консолидирована, правозащитники друг друга знают и знают цену нашей программе и ее выпускникам.
— Но достаточен ли в целом интерес к правозащитной деятельности как к профессии? Ведь в нашей стране это занятие зачастую неблагодарное и даже опасное…
— Если вы имеете в виду устройство на работу по специальности, то для правозащитников в России это вообще не вопрос. Они свой выбор давно уже сделали и обо всех возможных рисках знают лучше нас с вами. Зато и мы знаем, что правозащитникам в России для осуществления своей деятельности часто не хватает именно целостного профессионального образования — возможность получить его у них теперь есть. Правозащитник, чтобы быть успешным в России, должен быть не просто предан идее или иметь опыт работы в волонтерской организации. Он, в первую очередь, должен быть аналитиком, уметь анализировать события и процессы, понимать, какие политические акторы препятствуют реализации прав человека, каковы их мотивы, какие действия им можно противопоставить, кто может быть участником таких действий, какие компромиссы допустимы и нужны, а какие — опасны и вредны. Все это и есть политический анализ. Вот почему правозащитники с огромным интересом слушают наши аналитические курсы, а те, кто пришел на аналитику, с не меньшим интересом вникают в правозащитную специфику.
Олег Серегин, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ
Вам также может быть интересно:
Новая магистерская программа ВШЭ посвящена немецкоязычным странам
В 2020\21 учебном году на факультете гуманитарных наук НИУ ВШЭ откроется магистерская программа «Germanica: история и современность». Она направлена на подготовку специалистов широкого профиля по странам немецкоязычного ареала - Германии, Австрии и Швейцарии. Обучение будет проходить на русском и немецком языках, уровень владения немецким нужно подтвердить при поступлении. Об особенностях программы рассказывает ее академический руководитель Петр Резвых.
ВШЭ и Сбербанк подготовят новое поколение специалистов по анализу финансовых данных
Факультет компьютерных наук НИУ ВШЭ и Сбербанк открывают новую магистерскую программу «Финансовые технологии и анализ данных». 30 лучших абитуриентов, поступивших на программу, смогут обучаться на ней за счет Сбербанка.
«Если ты не владеешь "скрытой" частью программного стека, ты не владеешь ничем»
В 2017 году в Вышке пройдет набор на новую магистерскую программу «Системное программирование». Там будут готовить специалистов, которые занимаются самым сложным и самым важным уровнем программирования. Кого и как будут учить на этой программе, рассказывает ее руководитель Александр Петренко.
Студенты Вышки стали победителями кейс-чемпионата Oliver Wyman Impact 2017
Команда из четырех студентов магистерской программы «Стратегическое управление финансами фирмы» была признана победителем из более чем сотни команд.
«Наши студенты должны осуществить научный прорыв на стыке математики и компьютерных наук»
В 2017 году факультет компьютерных наук НИУ ВШЭ и Сколтех будут вести совместный прием на магистерскую программу «Статистическая теория обучения», которая станет правопреемницей программы «Математические методы оптимизации и стохастики». О научной составляющей новой программы и о возможностях, которые она предоставляет студентам не только магистратуры, но и бакалавриата, рассказывает академический руководитель программы, профессор математических наук университета Гумбольдта в Берлине, Владимир Спокойный.
В Вышке открывается магистерская программа для подготовки профессиональных литераторов
В 2017 году начнется набор на новую магистерскую программу «Литературное мастерство», академическим руководителем которой будет писатель и филолог Майя Кучерская. О том, как учить творчеству и ремеслу в рамках академической программы и где будут работать ее выпускники, она рассказала новостной службе ВШЭ.
Новая магистерская программа предлагает изучать Европу в контексте двух культур
Студенты новой магистерской программы факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ «Культурная и интеллектуальная история: между Востоком и Западом» изучат историю, культуру, традиции Восточной и Западной Европы от средневековья до современности. Набор начнется в 2017 году. Программа предполагает также получение диплома зарубежного университета-партнера.
Умение управлять технологическими инновациями становится самым востребованным навыком
Политика в области науки, технологий и инноваций — это сфера управления, работа в которой требует особых знаний и практики. Специалистов для нее готовят на программе «Управление в сфере науки, технологий и инноваций». 28 июня на программе состоялся первый выпуск. Церемонию вручения дипломов предваряла лекция Рае Квон Чунга, советника генерального секретаря ООН по вопросам изменения климата, члена Межправительственной группы экспертов по изменению климата, удостоенной в 2007 году Нобелевской премии мира.
«Благодаря программе у меня появились более амбициозные планы и более перспективные предложения»
Снимать видеоролики по произведениям классиков, отличать полезную еду от вредной, учиться, отдыхая — этому и многому другому учат школьников проекты студентов магистерской программы «Доказательная образовательная политика». Защита первых студенческих проектов, подготовленных в рамках Проектной мастерской магистратуры, прошла в Институте образования НИУ ВШЭ.
В следующем учебном году в Школе дизайна НИУ ВШЭ обновится формат магистратуры
К программе «Дизайн», которая реализуется сейчас, добавится программа «Коммуникационный дизайн». Внутри учебных процессов также произойдут перемены, а среди профилей магистратуры «Дизайн» появится новый — «Дизайн книги». Руководитель Школы дизайна Арсений Мещеряков рассказал о том, как поделятся бюджетные и коммерческие места, зачем нужен уровень «с нуля», для какого дизайнера в России всегда будет масса работы и как зарабатывать во время учебы.